Брахма гаятри мантра

Из гимнов «Сама-веды» Я — «Брихат-сама», а из поэтических размеров — гаятри. Из всех месяцев Я — Маргаширша (ноябрь-декабрь), а из времен года — цветущая весна.   (БГ 10.35)

«В санскрите существуют определенные правила стихосложения — в нем рифма и размер стиха, в отличие от современной поэзии, никогда не бывают произвольными. Среди классических форм стихосложения самой знаменитой является мантра гаятри, которую произносят все настоящие брахманы. Мантра гаятри упомянута в «Шримад-Бхагаватам». Поскольку гаятри специально предназначена для постижения Бога, она является представителем Верховного Господа.

Прабхупада показывает счет для Гаятри

Мантра гаятри дается тем, кто достиг достаточно высокой ступени духовного развития, и, повторяя ее должным образом, человек поднимается на духовный уровень и постигает Господа. Прежде чем начать повторять мантру гаятри, необходимо обрести брахманские качества — качества, которые, в соответствии с законами материальной природы, присущи человеку в гуне благости.

Мантра гаятри играет очень важную роль в человеческом обществе и считается звуковым воплощением Брахмана. Первым ее получил Брахма, и от него она передавалась по цепи духовной преемственности». (БГ 10.35 комм.)

Когда Кришна начал играть на Своей флейте, эта сладкая звуковая вибрация вошла в ухо Брахмы как ведическая мантра Ом. Состоящая из трех букв — А, У и М, Ом описывает наши  взаимоотношения  с Верховным Господом (самбандха), деятельность,  посредством  которой мы можем достигнуть высочайшего совершенства любви (абхидейа) и истинной любви в духовном смысле (прайоджана).

Когда  звуковая вибрация флейты Кришны сошла с уст Брахмы, она стала мантрой  Гайатри. Так, под воздействием  звуковой  вибрации  флейты  Кришны, Брахма, первое живое существо этого материального мира, был  посвящен в брахманы.

«То, что Брахма был посвящен в брахманы флейтой  Кришны,  подтверждается Шрилой Дживой Госвами. Просветленный мантрой  Гайатри из флейты Кришны, Брахма постиг все  ведическое  знание.  Выражая признательность за благословение, данное ему Кришной, он стал изначальным духовным учителем всех живых существ». (УГЧ гл. 31)

«Гаятри имеет такое название, поскольку она  поется (гайати) или являет ведические тексты, писания, божественный свет и жизненную силу. Она называется Савитри,  дочерью  Солнца,  поскольку она обладает силой  озарить  или  просветить  разум.  Поскольку речь представляет собою суть Солнца, она также  называется Сарасвати». (ТС)

Первой мантрой является пранава Ом. Веды  прославляют  Ом  как источник происхождения Вед и всего творения. Поэтому с  Ом  начинаются все ведические мантры. Ом распространяется  во  «вйахрити» (бхух, бхувах, свах), которые указывают на все проявления в  творении: земля и низшие планетарные системы, небесное  пространство и высшие планетарные системы. Далее вйахрити  распространяются  в Брахма-гайатри мантру. И Гайатри в свою  очередь  расширяется  во все Веды.

Объединенные пранава Ом, вйахрити  и  Брахма-гайатри  являются сутью Вед и  наиболее могущественными  из  мантр.  В  Ведической культуре чтение этих мантр с незапамятных времен считается основополагающим в процессе духовного возвышения.

«Госвами утверждают, что эта (пранава) омкара является  совершенным представителем Верховной Личности Бога. Они  проанализировали буквы, из которых состоит омкара, следующим образом:  «Омкара» является комбинацией букв А, У и М. А — кареночйате  кришнах: буква А (а-кара) относится к Кришне, который  является  сарва-локайка-найаках, господином всех живых существ, а также духовных  иматериаьных планет. «Найака» означает «лидер». Он — верховный лидер (нитйо нитйанам четанаш четананам). Буква У  (у-кара)  указывает на  Шримати  Радхарани,  энергию  наслаждения  Кришны,  а  М (ма-кара) означает живые существа (дживы).

Таким  образом,  Ом  — это полная комбинация Кришны, Его потенции и Его вечных слуг. Другими словами, омкара представляет Кришну, Его имя,  славу, игры, окружение, экспансии, преданных, потенции и все  остальное, что относится к Нему. Как утверждает в данном стихе  Чайтанйа-чаритамриты Чайтанйа Махапрабху:  «сарвавишва-дхама»  —  «Омкара  — место покоя всего, также как Кришна является местом  покоя  всего (брахмано хи пратиштхахам).» (ЧЧ. Ади 7.128 комм.)

«Буква «А» указывает на Балараму, сына Рохини, который является основой всей вселенной; «У» указывает  на  Прадьюмну,  который является Сверхдушой вселенной; «М» указывает на Анируддху,  который является Сверхдушой каждого индивидуального  живого  существа во вселенной. Точка над М указывает на Шри Кришну, самую  главную из всех инкарнаций Вишну». (ГУ)

Ачарйи также объясняют, что в слове-семени Ом,  представляющим собою комбинацию из трех слогов, А-У-М, А — означает форму Господа Вишну; У — означает форму Его спутницы Шри, мать и основу всего мира; М — означает индивидуальную душу,  являющуюся  независимым слугой Вишну и Шри и никем иным.

Значение вйахрити — бхур, бхувах, свах.

Вйахрити были созданы в начале творения  и  представляют  семь планетных систем: Бхур, Бхувах, Свах, Махах, Джанах, Тапах и Сатйалоки. Вйахрити обозначают не только семь миров, но и семь уровней сознания. Мантры — это молитвы, направленные к основным энергиям семи уровней. Эти основные энергии являются проявлениями самого Парабрахмана.

Иногда говорится, что эти вйахрити (бхур, бхувах, свах), которые читаются в начале Брахма гайатри, представляют семь сапта риши (семь великих мудрецов):  Вишмамитра, Джамадагни, Бхарадваджа, Гаутама, Атри, Васиштха и  Кашйапа. Семь деватов этой мантры — это Агни, Вайу, Адитйа,  Брихаспати, Варуна, Индра и Вишва Девата.  Бхур,  бхувах и свах описывают совокупность всех уровней существования во  вселенной, которые исходят из Верховной причины, изначальной  причины всего.

Словом «тат» в Брахма-гайатри обозначается Парабрахман.

«Мы повторяем мантру Гайатри: ом бхур, бхувах, свах тат  савитур варенйам. Выше планетной системы Бхулоки  располагается  Бхуварлока и выше нее — Сваргалока, система райских планет.  Савита, бог Солнца, контролирует все эти  планетарные  системы.  Повторяя Гайатри мантру сразу после восхода,  утром,  человек  поклоняется тем самым богу Солнца». (ШБ 5.1.31 комм.)

«Главное Божество на планете Солнце — Хиранмайа, Господь Нарайана. Ему поклоняются, повторяя Гайатри мантру. Ему также  поклоняются повторяя другие гимны из Риг Веды, например:  дхейах  сада савитри-мандала-мадхйа-варти. На Солнце расположена обитель  Господа Нарайаны и у Него золотой оттенок кожи». (ШБ 5.7.13 комм.)

«Савита может относиться к планете  Солнце,  но  в  действительности Савита располагается на планете Солнце. Солнце  подвержено разрушению, но Господь Вишну, также известный как Савита, вечен. Господа Савиту можно увидеть только в процессе чистой  медитации и духовного видения. Господь Вишну располагается на  планете Солнце, в сердце и на Вайкунтхе.  По  милости  Брахмагайатри садхака может обрести способность видеть  Господа  Вишну.  Савита также означает ту личность, которая дает нам стимул или вдохновение, изначальную причину всех живых существ и предметов.  Другими словами, Савита обозначает Верховного Господа Вишну и слово  «савитри» означает энергию Господа или  Лакшмидеви,  которая  являет или дает Савиту (Господа Вишну)». (ХБВ)

Варенйам (прилагательное, относящееся к слову «бхарго») — означает «достойный похвалы», «достойный  поклонения»  или  «лучший среди всех личностей, которые должны  быть  найдены  или  выбраны всеми людьми». Другими словами, среди всех вариантов Он —  лучший вариант. Варенйам означает Господа Вишну, конечную цель и прибежище для всех. Он не  только  находится  выше  всех  светящихся объектов этой вселенной, Его божественное свечение  является  самим источником света в творении

Слово «бхарго» означает  «сверкающий»,  «исполненный  жизни  и энергии». Оно указывает на  независимый,  самосветящийся  объект.

«Бхарго означает самопроявляющийся свет, всегда абсолютно чистый, находящийся вне материального мира и вечно наделенный  сознанием. Бхарго относится также к слову «брахма», которое означает вне материального осквернения, обладающий всей силой и знанием».  (ГВВ)

«Бхарго» означает божественная суть. Это значит «верховный  свет, суть Пара Брахмана».

В слове «бхарго» — «бха» означает «сверкающий»; «ра»  означает Рати, спутницу Купидона или исполненные блаженства игры; «га» означает «полный знания». Объединившись, эти два определения  будут указывать на сверкающую, золотую форму Шримати Радхарани,  вечную божественную спутницу Камадева Кришны,  господина  Купидона.  Шри Радхика, обитель безграничного трансцендентного знания,  постоянно поглощена наполненными блаженством играми с Прийатма Шйамой.

«Дэвасйа» относится к личности, которая является  божественной по своей природе, светящейся и трансцендентальной по отношению  к скучному материальному миру. Другими  словами,  «девасйа»  указывает на Верховную Личность Бога Вишну или Шри Кришну.

«Слово «дхимахи» — «достигать» или «медитировать». Оно  происходит от корня «дхи» — «удерживать». «Дхимахи» означает: «Я медитирую на тот верховный светящийся источник могущества, чтобы  освободиться и достигнуть Его». (ГВВ)

Слово «дхимахи» означает  рассматривать  нашу  деятельность  в связи с Господом; а именно закрепить наши умы на Нем. (АП)

«Во фразе «дхийо йо нах» слово «нах» означает то, что наш  «будхи» (разум) вдохновляет нас делать хорошую работу. Господь  Вишну вдохновляет каждое живое существо.  Благодаря  Его  божественному вдохновению джива идет в ад или в рай». (ГВВ)

Общий перевод.

«Пусть та сущность Господа Вишну, проявляющаяся как Солнце, сделает так, чтобы мой ум пребывал в Его божественном «Я» во  всех действиях и делах и во все времена.» (АП)

«Мы медитируем на почитаемое излучение  божественного  Солнца, светящегося создателя. Пусть Он оживит наш буддхи  (духовный интеллект или высшую интуицию)».

«Давайте медитировать (дхимахи) на Парабрахман (тат), который является причиной всех  причин,  (ом),  и  разрушителем  всех проявлений во вселенной (бхур, бхувах, свах). Будучи  независимым источником всей энергии и жизни (бхарго), Он является  светящийся (девасйа) Сверхдушой Солнца (савитур).  Давайте  будем  использовать наш разум (прачодайат) для того, чтобы достигнуть  трансцендентного мира». (ХБВ)

«Необходимо медитировать на Господа Нарайану (Сурйа Нарайану), украшенного серьгами, диадемой, браслетами и держащим  раковину, диск, лотос и булаву в Своих четырех руках, восседающим  на троне-лотосе в центре планеты Солнце».

«Источник энергии этого материального мира  в  форме  Радхи исходит из Кришны. Вся энергия, создающая три мира, это просто ее трансформированная энергия».

Правила повторения.

Человек должен не только сосредотачиваться на значении мантры и входящих в нее слов, но и правильно произносить каждое слово, чтобы без сомнений достичь правильного результата. Для того, чтобы сосредоточиться на значении Гайатри мантр, необходимо разбить мантры на части и делать на одну секунду паузы между ними.

Эти паузы, предназначенные для медитации соответствуют трем делениям — самбандхе, абхидейе и прайоджане, описанным во второй главе. Техника такова — объединить значения слов (видмахе, дхимахи, дхийо) с соответствующими им концепциями (самбандха, абхидейа, прайоджана), медитируя на каждый из разделов мантры. Такая техника постепенно принесет результаты.

Представляю вашему вниманию воспевание Брахма-гаятри мантры в исполнении знаменитой индийской певицы Анурадхи Паудвал. Могу сказать, что с технической стороны ее воспевание достаточно корректно. Конечно же, более правильным является буззвучное повторение Брахма-гаятри мантры.

«Конечно, те, кто действительно следуют правилам и предписаниям, необходимых при повторении Гайатри мантры, постепенно придут к духовному пониманию. Но не благодаря формальному повторению. Это не поможет. «Так как я получил Гайтри мантру, о, ом-бурле бура бура…» (издает звук). Конец. Не обманывайте себя. Попытайтесь понять». (ЛШП 26/11/72)

Шрила Прабхупада повторяет Гаятри мантру«Повторяя Гайатри джапу садхака не должен двигать головой и шеей и показывать свои зубы. Он освящает свой ум, отрывая его от объектов чувств и тихо медитируя на значение мантры. Если мантра остается в уме, а ум остается в мантре (другими словами — ум и мантра соединяются), тогда качества Гайатри джапы проявляются чтецу. При совершении джапы пальцы должны держаться вместе и слегка сжаты у основания. Если пальцы не соединены, эффект джапы улетучится». (ХБВ 17 виласа)

«Джапа относится к повторению в уме мула мантр Божеств и к Гайатри мантрам, данным духовным учителем. Попытайтесь осознать, что мантра неотлична от Божества, которому вы поклоняетесь. Сядьте правильно на асане, сделайте ачаман и накройте во время повторения правую руку верхней одеждой. Счет мантр, повторяемых на пальцах не должен выставляться напоказ». (ПАП)

Хотя нет необходимости накручивать или держать упавиту (священный шнур) во время повторения Гайатри мантр, традиционно Гаудия вайшнавы накручивают упавиту два с половиной раза вокруг большого пальца правой руки, покрывают руки верзней одеждой и повторяют мантры беззвучно.

Повторяя, не занимайтесь другой деятельностью — не нужно разговаривать, смотреть в разные стороны, качать головой, раскачиваться из стороны в сторону, зевать, дремать, чесаться или касаться носа. Отвлечение означает невнимание; невнимание означает оскорбление и оскорбление становится препятствием на пути к преме.

Лучший способ повторения Брахма-гайатри — это манасика, беззвучно в уме. «Не двигая губами или языком, не двигая головой или шеей, не обнажая зубы, медитируйте на слоги мантры, значение каждого слова и значение всей мантры. Не зная ее значения, человек не достигнет цели, стоящей за повторением этой мантры». (Йагйавалкйа-смрити)

Как о том говориться в мантра шастре, мантра-сиддхи (совершенство в определенной ведической мантре или мантре панчаратрики) можно достигнуть, повторив ее одну тысячу раз, умноженную на количество слогов в этой мантре. Например, вы достигнете совершенства в восемнадцатислоговой Гопала-мантре, повторив ее 18 000 раз, в двадцатичетырехслоговой Кама-гайатри, повторив ее 24 000 раз и т. д. Харе Кришна маха-мантра не зависит от этого правила, так как даже один раз прочитав чисто Харе Кришна можно обрести высочайшее совершенство любви к Богу.

В писаниях в деталях описывается время суток, в которое необходимо читать Гайатри мантру, время, указываемое там — лучшие периоды для медитации. Утренняя сандхйа начинается с 24 минут до восхода солнца и кончается спустя 24 минуты после восхода солнца. Первая в течение дня Гайатри должна читаться в это время. Чтение при видимых звездах и до того как солнце взошло — самое лучшее, чтение в то время когда звезд не видно, но солнце еще не взошло, относится ко второму классу и чтение в то время, когда солнце видимо, относится к третьему классу.

Полуденная сандхйа наступает, когда солнце находится в зените. Вечерняя сандйха начинается за 24 минуты до захода солнца и длится еще 24 минуты после захода. Чтение вечерней Гайатри в течение 24 минут до захода — самое лучшее, чтение после захода, но до того как звезды появляются над головой относится ко второму классу и чтение в то время когда появились звезды относится к третьему классу.

Если все это кажется слишком сложным, тогда нужно следовать простому предложению Шрилы Прабхупады — читать Гайатри в 6:00; в 12:00 и 18:00. Конечно, самое главное — читать Гайатри мантры три раза в день!

(по материалам книги Маханидхи Свами «Гайатри Махима Мадхури»)

Добавить комментарий

Защита от спама - подумайте и введите результат * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.