Мантра

Изначальные духовные звуки обладают особой силой и  в  определенной комбинации их воздействие  увеличивается  по  отношении  к определенным Божествам.

Эта комбинация звуков называется биджа  или семя, объединяясь биджи создают слова. Когда эти слова соединяются в определенном порядке, они обретают особую способность совершенным образом представлять Божество. Эти  комбинации  называются мантры. Сила, которой обладает вся мантра, превосходит силу какого-либо из составляющих ее звуков.

В Ведах называют три типа мантр: ведическая, тантрическая, пураническая. Каждая из них может быть далее разделена  на  саттвическую, раджасическую и тамасическую мантру.

  • Саттвические (гуна благости) мантры читаются во имя обретения света,  мудрости,  божественной любви, сострадания и осознания  Бога.  Они  уничтожают всю карму, дают умиротворение и ведут к совершенству после  смерти.
  • Раджасические (гуна страсти) мантры читаются с целью  обререния потомства и материального процветания. В отличие  от  саттвических мантр, разрушающих карму, раджасические мантры  принуждают человека принять новое рождение, чтобы обрести  плоды  их  кармы.
  • Тамасические мантры (гуна невежества),  известные  в  разговорной речи как «черная магия», греховны. В  основном  они  используются для того, чтобы умилостивить духов, принести вред другим  и  осуществить порочные дела.

Мантры неотличны от Божества, которое представляют, они являются  вечным  проявением Божества и духовны по своей сути. Повторяя мантру, представляющую определенное Божество,  поклоняющийся  обретает  милость этого Божества. Чтение этих мантр  (панчаратрика  Гайатри мантр) помогает человеку осознать трансцендентную форму  Божества. Так садхака избавляется от иллюзии и обретает  свое  изначальное духовное положение.

Мантра — это внутренняя форма Господа. По  милости Гуру и Вайшнавов, которые олицетворют милость Кришны, Кришна входит  в сердце ученика в форме мантры. Мантра очищает ум и сердце  ученика и делает его способным служить трансцендентному Господу.

В поклонении Божествам используются шесть основных типов мантр:

  • Дхйана-мантры — медитационные мантры, используемые  для  того, чтобы вызвать в уме трансцендентную форму Господа, Его обитель и игры.
  • Биджа мантры — эти мантры (биджа — семя) предназначены для медитации и очищения предметов, используемых в пудже.
  • Мула-мантры — данные мантры (мула — корень) являются сутью Божества: их произносят, обращаясь к Господу и предлагая Ему какойлибо предмет поклонения.
  • Стути и Стотры — молитвы, читаемые до, во время или после поклонения, прославляющие имя, форму, качества и игры Господа.
  • Пранама мантры — молитвы, читаемые во время предложения  поклонов Господу в конце поклонения.
  • Гайатри мантры — мантры Вед или Панчаратрики, ипользуемые  при поклонении Господу, пробуждающие три принципа — самбандха,  абхидейа, прайоджана.

У всех истинных мантр Вед или панчаратрики есть четыре аспекта:

  • Риши  или  мудрецы — личности , способствующие  взаимосвязи (коммуникации), посредники между Богом  и  человеком, через них мантра дается человечеству. У каждой мантры  есть  основной  риши или святая личность, тот, кто впервые услышал мантру во время медитации и последовательно распрастранял ее на благо другим.  Гайтри мантра, например, была дана Вишвамитре Муни после  того,  как он приобрел трансцендентный опыт медитации, поэтому он  считается Риши Брахма-гайатри мантры.
  • Чханды — поэтический размер особой мантры, например, такой как Гайатри, Ануштуп и Джагати. «Ведическимим размерами  являются гайатри, ушник, ануштуп, брихати, панкти, триштуп,  джагати, атичханда, атйашти, атиджагати, и  ативират.  Размер  Гайатри насчитывает двадцать четыре слога, ушник — двадцать восемь, ануштуп — тридцать два и т.д.,  в  каждом  размере  на  четыре  слога больше чем в предыдущем. Ведический звук называется брихати,  или обладающий самой большей способностью к расширению ( всепроникательности), и поэтому для обыкновенных живых существ  невозможно понять все технические подробности этого предмета.» (ШБ  11.21.41 с/к). «В Вишну Пуране говориться, что семь лошадей по имени  Гайтри, Брихати, Ушник, Джагати, Триштуп, Ануштуп и Панкти впряжены в колесницу бога Солнца. Данными именами различных ведических  размеров называются семь лошадей, влекущих колесницу бога Солнца». (ШБ 5.21.16 комм.)
  • Ишта-дева — контролирующее или главное Божество мантры, или Божество, которому  поклоняются  при  помощи  мантры.  Существует тридцать три милллиона деват (полубогов), у каждого из  них  есть своя обитель во вселенной. У каждого деваты есть имя или  мантра, для которого оно является главным Божеством.  Девата  призывается чтением его личной мантры и отвечает в соответствии  с  интенсивностью медитации. Если человек получает мантру Божества или деваты от гуру и со всей серьезностью повторяет ее, медитируя  и  совершая поклонение, тогда это Божество появится или физически, или во время медитации, чтобы исполнить желания человека.
  • Винийога — это применение, функция или цель чтения  мантры, такая, например, как совершение  хомы,  самскары  или  воспевание джапы. В Сат-крийа-сара Дипике Гопала Бхатта Госвами  говорит:  «Цель этой системы — обеспечить понимание значения, функции,  истинного содержания и интонации читаемой мантры. Как правило, при повторении любой ведической мантры, необходимо определить риши или святую личность, давшую эту мантру, чханды или размер мантры, Божество, призываемое этой мантрой, и функцию или цель  чтения  мантры (например, совершение огненной ягйи)».

Все ведические мантры (те, что происходят из шрути — Риг,  Сама, Яджур и Атхарва Ведs), такие как Брахма-гайтри, являются  вечными звуковыми вибрациями духовного  происхождения.  Веды  —  это апаурушейа, они не составлены каким-либо человеком  в  определенный момент истории. Мантры Вед — вечное проявление Бога  в  форме звука, шабда брахма. Повторяя определенную мантру под авторитетеным руководством, очистившаяся личность может  осознать  духовную цель мантры.

В Нарада-панчаратре, Хари-бхакти-судходайе,  Хари-бхакти-виласе и многих других писаниях объясняется, что сила  мантры  проявляется только, если она получена от истинного духовного учителя и читается чисто, без оскорблений. Хотя человек может  увидеть мантры, написанные в книгах предыдущих ачарий, например в кигах Шрилы Прабхупады или в этой, и затем попытаться читать их, эти  мантры дадут результат только, если будут получены в процессе дикши.

Согласно «Хари бхакти-виласе» Санатаны Госвами существует шесть принципов правильного повторения мантры:

  • Концентрация — наш ум должен слушать звук мантры.
  • Чистота — внешняя и внутренняя.
  • Контроль речи.
  • Помятование о цели и значении мантры.
  • Умиротворенность.
  • Оптимизм.

Мантры подобны семенам в которых содержится большая потенция,  но чтобы их могущество проявилось необходим внешний фактор. Маленькое семечко баньянового дерева содержит в себе форму огромного, полностью выросшего дерева. Но если  воробей  съест  это семечко и оно окажется на земле вместе с его экскриментами, тогда величественное баньяновое дерево начнет расти. Баньяновое  семечко должно пройти этот путь, чтобы дать всход. Подобным образом, если человек начинает читать мантру, услышав ее случайно или прочитав ее в книге, он не обретет кришна-премы. Но если мантру  получают правильным образом, выслушав ее от  премика-бхакты,  тогда она, наполненная гуру-премой, дает возможность проявиться преме в сердце серьезного ученика.

«Мантра очищает, если читается с правильным  пониманием»  (ШБ 11.24.32). В комментарии к этому стиху Шрила Вишванатха  Чакраварти Тхакур говорит: «Мантра  очищает,  если  она  исходит  из  уст сад-гуру. Истинный духовный учитель дает ученику наставления, касающиеся метода, значения и конечной цели мантры».  Это является сокровенным в следующем смысле: можно  приобрести опубликованную мантру повсюду, но будучи не принятой в цепи  ученической преемственности, она не будет действовать.

«Обратившись к авторитетным источникам, мы можем узнать, что  любая  мантра,  не полученная от ученической преемственности, не  имеет  силы». (ШБ 4.8.53 комм.)

«Мантры и процесс преданного служения  обладают  особой силой, с условием, если они получены  от  автритетной  личности». (ШБ 8.16.24 комм.)

Даже Харе Кришна маха-мантра имеет большее воздействие, если она получена от  продвинутого преданного. Ачарйи утверждают, что  чтение  Харе  Кришна маха-мантры, если она не получена или не услышана от  продвинутого, сознающего Кришну вайшнава, принесет плоды бхукти или  мукти, а не драгоценный сладкий нектар према-бхакти.

Сердца чистых  преданных сравниваются с богатыми драгоценными камнями горами  премы Радха-Мадхавы, реки мадхурйа-расы стремительно мчатся вниз с этих гор и в их воды погружается каждый, кто принимает  милость.  Святое имя, произносимое чистым преданным  наполнено  Кришна-премой. Когда святое имя входит в ухо искреннего ученика, оно питает  его маленький росток преданности и помогает вырасти нектарному  плоду «према-бхакти».

В «Падма Пуране» сказано: «атах  шри-кришна-намади  на  бхавед грахйам индрийайх». Процесс повторения  и  слушания  трансцендентального святого имени Господа не может выполняться  обыкновенными чувствами. Трансцендентальная вибрация святого  имени  Господа абсолютно духовна. Поэтому она должна быть получена  из  духовных источников и повторяться после того  как  услышана  от  духовного учителя. Тот, кто участвует в  процессе  воспевания  Харе  Кришна мантры, должен получить ее от духовного учителя,  восприняв  ее на слух.   (ЧЧ  Антйа 1.101 комм.)

«Существуют различные типы мантр для различного рода преданных (например, Рама-мантра, Нрисимха-мантра, Гопала-мантра  и т. д.). Каждая мантра имеет свое собственное духовное значение.  Духовный учитель должен выбрать «мантру» для своего ученика, учитывая способности ученика в воспевании различных  мантр».  (ЧЧ  Мадхйа 24.331 комм.)

Во время инициации гуру дает  ученику  ведическую  мантру  или «панчаратрика-мантру» в соответствии с традицией «парампары». Совершая пуджу, должным образом инициированный ученик, свободный от невежества, осознает отношение между  духовным  значением  мантр, исполняемых им в процессе «джапы» и «арчаны», и тождеством Божества, которому оказывается поклонение.    Хотя существуют особые мула и Гайатри  мантры, помогающие сосредоточить ум на духовном учителе, в  шастрах  дается  совет видеть духовного учителя во всех мантрах, полученных от него.

Результат повторения мантры зависит от концепций, которых мы придерживаемся в своем уме во время ее повторения.

(ЕС Маханидхи Свами «Гайатри Махима Мадхури»)

Добавить комментарий

Защита от спама - подумайте и введите результат * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.