Духовная жизнь

При амнезии (потери человеком памяти) врачи стараются окружить пациента людьми и вещами, напоминающими ему о той жизни, память о которой он утратил.


Духовная жизнь

Также и в духовной жизни. Человек одухотворяет свое тело, чувства и интеллект, постепенно вспоминая (возрождая) свою духовную суть. Он становится внимателен к своей речи (очищая ее от сквернословия, становясь правдивым и т. д.), более разборчив в еде и питье (одухотворяя еду и благодаря за нее Бога), внимателен к своим мыслям (вовлекая свой интеллект в чтение духовной литературы и обсуждение тем, связанных с этой стороной жизни).

Очищая слух, человек стремится слушать о Боге, духовной жизни святых людей (здесь важным фактором является доверие к говорящему), очищая зрение, он учится смотреть на мир, как на проявление Бога и Его милость по отношению к нему и т. д.

Одухотворяясь, человек становится подобен железному пруту, помещенному в огонь. Оставаясь железом, этот прут также обладает свойствами огня…

«Для добродетели нужно только то, чтобы мы ее захотели, так как она в нас есть и из нас образуется». (Св. Антоний)

«С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть и другом обусловленной души, и ее врагом». (Бхагават Гита 6.5)

Ум — важнейшая часть любой духовной практики. Йоги, философы, последователи всех конфессий пытаются сделать ум своим другом и помощником и далеко не всем это удается.

Тонкий план бытия (область мыслей, убеждений и проч.) человека также материален, хотя, безусловно, ближе к душе, чем грубая материя. Именно на нем и происходит отождествление духовного «Я» человека с разного рода «концепциями». Даже на протяжении одной жизни человек может отождествлять себя с взаимоисключающими концепциями — верующим и атеистом, глупым и умным, мужчиной и женщиной и т. д. Если попытаеться все это объединить в единое «Я», то, как минимум шизофрения человеку обеспечена.

Во время всего этого «парада отождествлений» духовное «Я» человека спит. Любая духовная практика, если она серьезна, потребует от последователя постепенного отказа от внешних отождествлений и такого же постепенного сосредоточения на своем духовном «Я».

Ум и интеллект — это инструменты, с помощью которых душа реализует «себя» и «наслаждается» в этом мире. В нашем уме запечатлеваются наиболее сильные ощущения и мы (применяя разум) избегаем того, что ассоциируем с некомфортным для себя и стремимся к тому, что считаем полезным и приятным. В этом смысле, наш ум — друг и помощник, но эта привычка ума будет определнным препятствием на духовном пути.

Принятие духовных принципов — это очень глубокая смена парадигмы (мировозрения) человека. Это в каком-то смысле лечение и ум, привыкший наслаждаться определенными вещами «восстает» против новых порядков. В этом случае необходимо терпение и постепенно он успокоится и станет нашим помощником на духовном пути.

Грех — это то, что отдаляет нас от Бога. Его опасность вовсе не в том, что за него последует расплата, хотя это бывает больно, а иногда и смертельно. Его опасность в том, что он, повторяясь, искажает сознание человека и он начинает думать, что так жить (в грехе) — правильно.

Фактически, успех в духовной жизни означает наличие у человека духовного вкуса, сердечной (не мотивированной мирскими благами) привязанности к Богу. Для такого человека уже не стоит вопрос нужно это ему или нет? Он непосредственно общается с Божественным и ощущает его присутствие. Его можно сравнить с человеком, принимающим пищу — такой человек чувствует сытость и ему нет никакой необходимости спрашивать у других сыт ли он. Пока этот уровень не достигнут существуют разного рода сомнения и искушения — это нормально.

На самом деле, простая и чистая жизнь приносит гораздо большее ощущение счастья, чем чувство обладания «благами цивилизации» и выпендреж. Гармония с природой и Богом очень сильно ослабляют страстность в человеке и стремление к наслаждению сексом (один из самых сильных инстинктов) уже не так сильно его беспокоит и приносит гораздо большее внутреннее удовлетворение, так как его целью является здоровое во всех отношениях потомство.

Важными являются такие факторы, как:

  • желание идти по духовному пути
  • решительность в духовной жизни
  • постепенность в принятии разного рода обетов и стандартов
  • развитие отношений с авторитетным духовным наставником
  • знание писаний
  • и др.

Постепенность означает, что сначала человек изучает алфавит и правила грамматики, а затем начинает писАть. Духовная жизнь будет посложнее обучения письму, так что нужна определенная постепенность.

В духовной жизни есть разные уровни (в любой конфессии) и для каждого характерны определенные правила и предписания. Если человек будет пытаться просто запрыгнуть на слишком высокий для себя уровень и имитировать то, что ему пока «не дано», то его духовная жизнь может закончиться даже толком не начавшись. Постепенность означает, что прежде, чем сделать следующий шаг, вы должны обрести опору в предыдущем положении.

Сама природа духовного пути (его суть), неразрывно связана с помощью тех, кто уже преодолел вес путь или его часть. Сам по себе, в одиночку, человек не в состоянии преодолеть воздействие материальной природы (будучи энергией Бога, она сильнее его) и понимая это, он просит Бога и святых о помощи на этом пути. В этом проявится одно из качеств души — смирение. Без него, рассчитывая только на свои силы, человек будет лишь грести веслами, забыв отвязать лодку от берега.

Каждый из нас индивидуален, как в духовном, так и в материальном аспекте, однако человек не может выдумать свою религию или духовный путь. Мы идем по дороге, по которой уже прошли тысячи и миллионы, набившие «шишки» и мы можем воспользоваться этим опытом.

Однако, учитывая современные реалии, когда религии превратились в политико-коммерческие структуры, философы в своих трактатах просто подводят теоретическую базу для оправдания своих «маленьких слабостей», а многие йоги практикуют только для овладения некоторыми способностями, которые затем используют для показывания фокусов и одурачивания простых людей с целью власти и денег, духовная жизнь становится весьма непростым делом.

С другой стороны, если человек не является йогом, философом и последователем какой-либо конфессии, то, идя по духовному пути, он станет ими всеми, одновременно оставаясь тем, кто он есть — священником, ученым, менеджером, водителем, отцом, матерью…

«По идее» церковь, мечеть, синагога и т. д. являются местом, где человек может вовлечься в духовную жизнь под руководством опытного в этом вопросе наставника. Но даже, если эти заведения по каким-то причинам не удовлетворяют человека, он может продолжать свой духовный путь самостоятельно (однако все же рекомендуется общение с единомышленниками).

Постепенно обучаясь всем этим тонкостям, для человека становится естественным помнить о Боге и чем дальше, тем глубже будут эти мысли. В этом — суть.

Все вышеописанные принципы универсальны и применимы ко всем авторитетным религиозным практикам. На этом видео католический хор поет «Шат Госвами аштаку» молитвы шести Госвами Вирндавана, преданным-вайшнавам высочайшего духовного уровня.

Добавить комментарий

Защита от спама - подумайте и введите результат * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.