Йога

К большому сожалению, в настоящее время такие понятия, как йога, ее цели и методы настолько размыты и искажены, что порой очень трудно докопаться до истины. Тем не менее, опираясь на авторитные писания и учения признаных мастеров, попробуем немного разбраться в этом вопросе.


Само слово «йога» в переводе с санскрита означает связь. Связь индивидуальной дживы (души) и Бхагавана (Бога). Современные люди, как правило, под йогой понимают некоторые гимнастические упражнения, заимствованные из йога-сутр Патанджали и попытки медитации, которые из-за отсутствия четкого представления об объекте медитации, больше напоминают сон.

Господь Шива - покровитель тех, кто следует путем мистической йоги

Неспособность следовать базовым принципам йоги делает такую гимнастику и медитацию, по сути дела, бесплезными, так как цель йоги — установление связи с Бхагаваном — этими действиями не достигнуть. Безусловно, эта гимнастика поможет оздоровить тело и укрепить здоровье, однако в рамках данной статьи я хотел бы рассказать именно о йоге.

Философия Патанджали является шастрой для системы мистической аштанга-йоги. «Ашта» означает восемь, то есть в этой йоге существует восемь основных ступеней или этапов. Патанджали объясняет: «йама-нийама-пранайама-пратьяхара-дхаранаа-дхйана-самадхайо’ штавангани» (Пд. 2.29)

Итак, восемь ступеней аштанга-йоги:

  • Йама
  • Нийама
  • Асана
  • Пранайама
  • Пратьяхара
  • Дхарана
  • Дхьяна
  • Самадхи

Йама. Есть пять видов йамы:

  • ахимса – ненасилие
  • сатья – правдивость
  • астейа – воздержание от воровства
  • брахмачарья – целибат
  • апариграха – свобода от собственнических чувств

Нийама. Есть пять видов нийамы: «шауча-сантоша-тапах-свадхйайешвара-пранидханани нийамах» (Пд. 2.32)

  • шаучи – чистота
  • сантоша – удовлетворенность
  • тапа — аскетизм
  • свадхйайа – изучение Вед
  • ишвара-пранидхана – медитация на Верховного Господа

Асана.
Практикуют множество асан, из которых падмасана и свастикасана являются самыми известными. Я не буду подробно останавливаться на этом вопросе, так как на специализированных сайтах вы сможете найти достаточно информации относительно асан.

Пранаяма.
После освоения асан практикуется пранайама в виде движения и остановки входящего и выходящего воздуха. Когда воздух выдыхается через ноздри – это называется речака, когда вдыхается – пурака, когда задерживается — кумбхака. С помощью всего этих трех процессов человек достигает совершенства в пранаяме. Существуют правила относительно времени, места, количества:

  • Место – священное, ровное, спокойное.
  • Сиденье – трава куша (корни на север), оленья шкура, мягкая ткань. Рядом прозрачный водоем. Место чистое, а воздух – здоровый.
  • Легкая и приятная практикующему пища должна быть легко доступна и находится рядом. Не должно быть змей, животных, комаров.
  • Время – начало или конец зимы. Лучшее время – утро, полдень, после полудня, поздний вечер.

С течением времени очищаются каналы и человек становиться способным практиковать кевала-кумбхаку. Если кевала-кумбхака успешно практикуется, то обретаются два великих плода:

  • внешнее восприятие, покрывающее ум, уменьшает свое влияние
  • человек становиться способным к практике дхараны

Пратьяхара, дхарана, дхйана, самадхи – четыре следующих друг за другом ступени, тесно связанные между собой.

  • Пратьяхара – все чувства отрываются от объектов и втягиваются внутрь – достигается контроль над умом.
  • Дхарана – сосредоточение ума на одном месте. Во время этой ступени приходит множество мистических сил, которые, к сожалению, могут помешать дальнейшему прогрессу.
  • Дхйана – гармоничное состояние знания.
  • Самадхи – человек ощущает беспримесную любовь к той Личности, на которой все это время было сконцентрировано его сознание — Богу.

Конечно же, это очень сжатое описание практики мистической аштанга-йоги. Тем не менее, общее впечатление от этого описания получить можно. Единственно правильный вывод, который необходимо сделать, так это то, что современному человеку эта практика, мягко говоря, не под силу. Однако, для поддержания здоровья и хорошего эмоционального фона практика асан и начальных ступеней пранаямы будет весьма полезна.

Йог

Для подавляющего большинства людей, в том числе и для так называемых инструкторов йоги, невозможно следовать правилам даже первой ступени (ямы), которая, помимо всего прочего, подразумевает полный целибат, не говоря уже о чем-то более возвышенном. Кроме того, необходим опытный наставник, иначе некоторые вещи просто невозможно будет совершить правильно.

В основном люди не задумываются над смыслом того, что они делают. Сохраняя в своем сердце кучу привязанностей и анартх (плохих привычек и склонностей), они гордятся своими ничтожными достижениями, не понимая, что и не начинали заниматься йогой.

По сути дела, любая религиозная практика, основанная на авторитетных писаниях является йогой, так как преследует ту же цель. Причем методы достижения этой цели примерно одинаковы. Это, прежде всего, принятие истинного духовного авторитета и слушание от него наставлений относительно духовной жизни, изучение писаний, молитва, следование различного рода правилам и предписаниям (аскеза), обуздание гордыни и развитие духовных качеств, прежде всего, смирения и т. д.

Существует 4 универсальных принципа, с помощью которых можно охарактеризовать любую религиозную традицию — чистота, аскетизм, милосердие и правдивость.

Чистота бывает внешней и внутренней. Внешняя достигается омовениями тела, внутренняя — соприкосновением нашего ума с Источником чистоты — Богом — через памятование о Нем. Невозможно практиковать йогу и не быть строгим вегетарианцем, так как это означает полное отсутствие в сознании человека такого фундаментального понятия, как милосердие. Конечно же, милосердие не ограничивается вегетарианством, однако этот аспект наиболее актуален для многих людей. Контроль чувств или аскеза также является одним из фундаментов, на которых возможно построение прочного здания духовной жизни. Сначала это непривычно и больно, затем сносно, а уж потом приносит радость.

Определенные действия усиливают деградирующее влияние века Кали. Они перечислены в «Шримад-Бхагаватам» (1.17.38):

  • стрийах (незаконные отношения с противоположным полом)
  • суна (употреление в пищу мяса)
  • панам (употребление всевозможных одурманивающих средств и наркотиков)
  • дйутам (азартные игры)

Употребление в пищу мяса лишает человека милосердия, незаконные сексуальные отношения делают человека расслабленным, лишают его воли и жизненной энергии, то есть делают человека неспособным к аскетичности, наркотики оскверняют человека внешне и внутренне, лишая его чистоты и замутняя его сознание, а азартные игры делают более склонным ко лжи.

«Ману-смрити» (7.47-53) также перечисляет основные пороки человека, к развитию которых приводит необузданная страсть к наслаждениям. В их числе:

  • акша или дьюта — страсть к азартным играм
  • мада — страсть к опьянению
  • стрия — сексуальные излишества и привязанность к женщинам
  • мригая — страсть к охоте и привязанность к мясу

Эти цитаты свидетельствуют о том, что очень важно заложить правильный фундамент для построения прочного здания нашей духовной жизни.

Йога означает контроль чувств. Мы не можем заниматься йогой, не контролируя при этом свои чувства. Однако искусственный способ контроля есть, не что иное, как временная приостановка их деятельности. Например, полуприкрытые глаза медитирующего йога могут и не увидеть объекты чувств, но его ухо почти обязательно их услышит.

Вы можете медитировать один час, день, месяц или даже год, но в итоге, закончив, вы будете вынуждены возвратиться в активное состояние. Это описывается в «Бхагават Гите» (3.5) – активное начало не является свойством обусловленной жизни, оно заложено в самой природе души.

Но что же все-таки делать с чувствами? «Аданта го» – неконтролируемые чувства подобны змеям, которые жаля, убивают духовные достижения человека и в итоге ведут его в ад. Вся мировая история – это история удовлетворения чувств и современное положение дел обстоит ничуть не лучше, а, пожалуй, даже хуже. Несмотря на громкие заявления о невиданном техническом прогрессе, все страдания, присущие материальной жизни остались нерешенными. Наши чувствва должны быть правильно заняты — только тогда их удовлетворение не будет приносить разочарование и пустоту в сердце.

Сначала, это строгое подчинение их определенной практике (садхане), а затем вовлечение их в служение Источнику всех чувств — Богу (впрочем попытки этого вовлечения можно практиковать с самого начала). Например, обращаясь к Богу с молитвой мы вовлекаем в духовный процесс речь, слух и ум, которые в этом случае должен быть полностью сосредоточены на молитве.

В рамках этой статьи я немного коснусь природы ума, который является центром деятельности любой из практик йоги.

Любое действие, продиктованное корыстными мотивами, оставляет после себя след, который называется кармашайа. Этот след сопровождается впечатлением (самскарой), остающейся в уме человека, совершившего действие. Самскары, то есть отпечатки наших действий в уме, бывают двух видов:

  • Один из них — смрити-васана. Если активировать эту самскару, то это приводит к тому, что мы вспоминаем о совершенном поступке.
  • Другой тип отпечатка, остающегося от нашего действия в уме, называется клеша-васана. Когда в нашем уме активизируется клеша-васана, наше сознание особым образом искажается (клеша). Иначе говоря, помимо памяти совершенный поступок оказывает более глубокое влияние на сознание человека, порождая в нем ложные концепции, представления и ценности (клеши), которые и являются основной причиной кармического рабства души. Они заставляют ее снова и снова вести себя в соответствии с этими искаженными, ложными ценностями. Именно в этом проявляется основная опасность греховной деятельности — она искажает наше сознание так, что понятия о плохом и хорошем фактически меняются местами.

Васаны, активизируясь, превращаются в склонности и желания (кама), а желания – в новые действия. Одновременно с васанами, которые являются только частью кармы, сами кармические последствия имеют три формы:

  • санчита-карма или непроявленная карма — карма, накопленная в прошлых жизнях, но не проявляющаяся в этой
  • прарабдха-карма — карма, которая должна проявиться в этой жизни
  • санчийамана или крийамана-карма — карма, зарабатываемая нашими поступками в этой жизни

Когда душа получает новое тело, то, в соответствии с этим телом, определенная часть васан активируется. Активированная часть васан определяет склонности, тенденции и желания, которые человек будет испытывать в этой жизни, а соответствующая ей прарабдха-карма определяет ход жизни, а именно три основные вещи:

  • тип тела (джати)
  • продолжительность жизни в этом теле (айус)
  • долю страданий и наслаждений, которую душе суждено испытать в этом теле (бхога)

По мере разворачивания кармической программы, заложенной в теле, когда кармические последствия будут созревать, человек будет испытывать уготованные ему наслаждения и страдания. Его реакция на них и ответная деятельность на все возникшие ситуации составляют крийаман-карму — карму, накапливаемую в этой жизни, чьи последствия могут прийти сразу, уже в этой жизни, а могут быть отложены до следующих жизней.

Шри Шанкара сравнивает санчита-карму со стрелами в колчане, а прарабдха-карму со стрелой, которая уже выпущена из лука — она будет продолжать свой полет до тех пор, пока не исчерпается вложенная в нее энергия, или до тех пор, пока на ее пути не встанет какое-то препятствие.

Считается, что смрити-васаны активизируются в бодрствующем состоянии и относятся к карме, заработанной в этой жизни, а клеша-васаны активируются во сне, так во снах из подсознания всплывают поступки, совершенные нами в прошлых жизнях или ощущения от них. Большая часть нашего бодрствующего опыта (помимо трех вещей, определенных прошлой кармой: джати, айус и бхога) является результатом нашей деятельности в этой жизни.

В этом смысле, теория кармы не имеет ничего общего с пассивным фатализмом, в котором иногда обвиняют ее последователей. Более того, склонности, тенденции и желания (определяемые васанами) также можно поменять — для этого и существует йога. Часть кармы, которая имеет форму васан в нашем сознании и формирует ложные ценности, может быть полностью уничтожена просто благодаря йоге (конечно же, я не имею ввиду гимнастические упражнения или имитацию медитации).

Таким образом, карма не детерминирует жизнь человека строго — с помощью своего развитого разума, священных писаний, наставлений гуру и практики йоги человек может поменять свою карму к лучшему или вовсе сжечь ее, выйдя из-под ее власти.

При этом необходимо помнить, что даже воздерживаясь от чувственных удовольствий, воплощенная в теле душа по-прежнему сохраняет вкус к ним, но, познав более возвышенный вкус, она утрачивает интерес к ним и утверждается в духовном сознании, сознании Кришны.

1 комментарий
  1. «Господь беспристрастен. Наше духовное развитие зависит от того, насколько хорошо каждый из нас выполняет свои обязанности в сознании Кришны. Деятельность в сознании Кришны помогает нам обуздать чувства и победить в себе желания и гнев. Тот, кто утвердился в сознании Кришны, кто укротил свои чувства, желания и гнев, уже достиг духовного уровня, уровня брахма-нирваны.

    Деятельность в сознании Кришны равноценна занятиям восьмиступенчатой мистической йогой, поскольку приводит человека к той же цели. Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи — это ступени постепенной эволюции сознания. Но все они — лишь подступы к совершенству, достижимому с помощью преданного служения, ибо только преданное служение приносит человеку истинный мир и покой. Преданное служение — это высшая ступень совершенства». (БГ 5.29 комм.)

Добавить комментарий

Защита от спама - подумайте и введите результат * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.