Дороги, которые мы выбираем

Каким образом в каждое мгновение нашего бытия в нашей жизни совмещается предопределенность и независимость в выборе жизненного пути, данные нам от рождения?


Дороги, которые мы выбираем

Судьба человека предопределена его прошлыми поступками, она «зашита» в расположении планет в момент его рождения, в расположении линий на его руках. В то же самое время, принимая решение о каком-либо поступке или даже допуская в свой ум какую-либо мысль или эмоцию, мы ежемоментно находимся на развилке, на которой вольны принять решение о движении в ту или иную сторону.

Что посеешь — то и пожнешь. Эти слова каждый из нас слышал с детства и означают они то, что существует закон причинно-следственной связи, зашитый в матрицу этого мира, наряду с такими фундаментальными принципами, как время (кала) и пространство (эфир). Проявление этого закона в своей жизни люди называют судьбой или кармой.

Как мы видим этот закон причинно-следственной связи достаточно прост, а также одновременно гениален и бескомпромисен в этой своей простоте.

Все наши действия могут быть отнесены к одному из трех типов, а именно:

  1. Карма — благочестивые действия (действия, согласованные с авторитетными писаниях). Результатом таких действий является материальный прогресс, радость и спокойствие ума, определенная материальная гармония.
  2. Викарма — греховные действия (действия, противоречащие рекомендациям авторитетных писаний, по собственной прихоти), результатом которых является деградация человека или общества, утрата ими моральных принципов.
  3. Акарма — действия, мотивом которых является желание удовлетворить Бога. Они согласованы с авторитетными писаниями, духовным наставником и одобрены другими святыми людьми. Результатом таких действий (на уровне тела, ума или речи) будет усиление привязанности к Богу, очищение сознания и освобождение ума от ложных концепций — эти результаты духовны, они не являются материальными по своей сути.

В заметке о йоге я немного коснулся того, как проявляется карма в нашей жизни, сейчас же хочу  взглянуть на возможность совмещения предопределенности и независимости в каждый момент нашего бытия.

Рассуждая на эту тему, мы непременно придем к необходимости провести какую-то грань между этими понятиями, так как они взаимоисключают друг друга. Нащупывая ее (эту грань) сами, мы будем бродить в лабиринте нашего ума, не находя выхода. То, что мы можем принимать за собственное независимое решение, может быть, в свою очередь, продиктовано определенной самскарой (впечатлением) нашего прошлого опыта, который мы, просто не помним. Таким образом, наш «независимый» выбор был уже предопределен на более глубоком плане и такая вложенность предопределенностей очень глубока.

Я думаю, что большинству людей воообще не нужно знать об этом, так как это в значительной степени парализует их волю. Им сложно внутренне принять глубокую предопределенность матрицы этого мира, так как иллюзия независимости очень сильна. В этом ролике создатели пытаются рассуждать на эту тему.

Взглянув на эту коллизию сквозь призму нашего отношения к Личности, которая задала эти правила, того, Кто установил сам закон предопределенности, мы  непременно придем к изначальной развилке нашего жизненного пути, подспудно стоящей за каждым нашим действием, эмоцией или мыслью.

Этой развилкой является наше желание или решение о том, какой природой руководствоваться, совершая те или иные поступки, проявляя те или иные эмоции, развивая то или иное умонастроение — своей вечной природой слуги Бога или временной природой того, кто способен наслаждаться, игнорируя Его (Бога) существование.

На практике это означает, что душа погруженная в чистое служение Богу и черпающая в этом спокойствие и наслаждение, выходит из под власти закона причинно-следственной связи, однако, как только в сознании души, даже на уровне мотивов появляется некая небрежность в отношении Бога, она становится уязвимой для материальной природы, которая тут же этим воспользуется.

В этом и заключается наша изначальная независимость — свобода выбора между этими двумя формами сознания. Эта наша изначальная независимость есть часть полной независимости Бога и мы наделены ею будучи Его частицей.

Шрила Прабхупада, говоря о процессе возрождения душой своего Божественного сознания, часто приводил пример с вентилятором, у которого отключили питание. Он продолжает вращаться по инерции, однако той изначальной силы, которая приводила его в движение, больше не существует и со временем он остановится совсем. Однако, как только душа вновь начинает думать о себе , как о независимом наслаждающемся, она тут же снова «включает электричество» и тем самым добавляет инерции в этот вентилятор самсары.

Становясь покорной воле Бога и начиная учитывать Его желания в своей жизни, душа попадает в сферу действия Его внутренней энергии (любви и преданности), которая, являясь более могущественной, приостанавливает действие внешней (трех гун — качеств материальной природы). Действуя подобным образом, душа способна, по милости Бога, полностью возродить свою изначальную чистоту и преданность Ему.

С духовной точки зрения нет никакой необходимости разделять предопределенность и независимость, так как в духовном сознании служения Богу они существуют в духовном качестве, не противореча друг другу. В материальном сознании они проявляют другое качество и другую направленность, постоянно ставя душу, обусловленную телом и умом, перед выбором.

1 комментарий
  1. Жизнь — без начала и конца.
    Нас всех подстерегает случай.
    Над нами — сумрак неминучий,
    Иль ясность божьего лица.

    Но ты, художник, твердо веруй
    В начала и концы. Ты знай,
    Где стерегут нас ад и рай.
    Тебе дано бесстрастной мерой
    Измерить всё, что видишь ты.

    Твой взгляд — да будет тверд и ясен.
    Сотри случайные черты —
    И ты увидишь: мир прекрасен.
    Познай, где свет, — поймешь, где тьма.
    Пускай же всё пройдет неспешно,
    Что в мире свято, что в нем грешно,
    Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

    Так Зигфрид правит меч над горном:
    То в красный уголь обратит,
    То быстро в воду погрузит —
    И зашипит, и станет черным
    Любимцу вверенный клинок…
    Удар — он блещет, Нотунг верный,
    И Миме, карлик лицемерный,
    В смятеньи падает у ног!

    (А.Блок, Возмездие, Пролог)

Добавить комментарий

Защита от спама - подумайте и введите результат * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.