Игры Кришны

Деяния Шри Кришны делятся на два явных подвида: нитья (вечные) и наимиттика (имеющие место время от времени). На Голока Вриндаване нитья-лилы или вечные игры Кришны, проходят через восемь периодов в течение дня, они всегда в движении.

Но в Бхаума-Вриндаване (т. е. Вриндаване на планете Земля) эта ашта-калийа-лила смешивается с наимиттика-лилой или играми, происходящими время от времени. Некоторые такие наимиттика-лилы включают игры, когда Кришна уходит из Враджа, чтобы жить в Матхуре и Двараке, когда Он возвращается во Врадж, когда Он убивает различных демонов, и т. д.

Эти игры очень полезны для начинающего преданного, который связан узами материального мира. Наимиттика-лила или игры, происходящие время от времени: когда Кришна покидает Враджу или убивает демонов, на самом деле существуют на Голока Вриндаване, но там кажется, что их нет. Истинно они проявляются только в материальном мире. Преданные, занятые духовной практикой (садхаки) представляют себе, что эти игры время от времени противоположны нитья-лиле (вечным играм) по той причине, что эти игры время от времени словно являются отражениями вечных игр, но негативно окрашенные. И такие искренние преданные надеются, что благодаря пониманию того, зачем Кришна совершает такого вида игры, их различные собственные анартхи или нежелательные материальные осквернения, будут уничтожены.

Некоторые из игр, происходящих время от времени, объясняются следующим образом:

  1. ПУТАНА-ВАДХА (убиение ведьмы Путаны). Демоница по имени Путана олицетворяет так называемого «гуру», псевдогуру, проповедь которого сводится к призыву продолжать дальнейшее материальное наслаждение чувств, а также достичь имперсонального освобождения. Обманщики, так называемые «святые», которые любят эти временные вещи, отражают «принцип Путаны». Проявляя милость к Своим чистым преданным, маленький Кришна убивает Путану (высасывая жизнь из ее груди) просто ради того, чтобы защитить Свой собственный невинный экстаз, незадолго до этого появившийся в сердцах молодых преданных.
  2. ШАКАТА-БХАНДЖАНА (сломанная повозка). Эта игра указывает на такое умонастроение, которое подобно переносу тяжестей, и связанное с проблемами, возникающими вследсвие дурной кармы, появившейся как в прошлых жизнях, так и в настоящей. Результат всего этого — тупость и ложная гордость. Ребенок-Кришна ломает повозку-демона, ударяя ее, и таким образом Он далеко отбрасывает это осквернение.
  3. ТРИНАВАРТА-ВАДХА (убиение демона-смерча). Эта игра указывает на ложную гордость, появляющуюся из-за бесполезной, по сути, учености, которая является причиной всевозможных дебатов с пререканиями, сухих рассуждений и сухих логических споров в компании тех, кому все это нравится также. Это благодатная почва для возникновения разного рода греховных философий. Кришна-ребенок становится милостиво расположенным, когда видит смирение Своих преданных (которые не проявляют такого рода тщеславия ученых) и душит этого демона в форме смерча по имени Тринаварта. Совершая это, Он устраняет эту колючку, мешающую исполнению бхактами преданного служения (бхаджана).
  4. ЙАМАЛАРДЖУНА-БХАНГА (Кришна ломает два дерева-близнеца, называемые Арджуна). Игра олицетворяет высокомерие и гордость, возникающие по причине заноcчивого аристократизма, коренящегося в сумасшедшей погоне за богатством. Это безумное стремление к деньгам в обществе людей высшего круга порождает жестокость по отношению к животным, вожделение к женщинам, увлечение алкоголем и т. д. Все это в свою очередь порождает разного рода «разврат» языка (т. е. ничем не контролируемые привычки в еде, а также ругательную, бранную речь) и жестокость по отношению к другим, полного бесстыдства и многие другие грехи. Кришна необыкновенно милостиво ломает деревья-близнецы Арджуна, будучи Сам привязан веревкой к ступе для молотьбы. Так Он освобождает двух раскаивающихся полубогов, заточенных внутри этих деревьев. Он делает это для того, чтобы уничтожить все эти вышеперечисленные пороки.
  5. ВАТСАСУРА-ВАДХА (убиение демона-теленка). Детский менталитет порождает такого рода жадность, которая приводит к шаловливым, в дурном смысле, поступкам. Этот нежелательный порок называется «Ватсасура», или демон-теленок. Кришна чрезвычайно милостиво кладет конец этой проблеме.
  6. БАКАСУРА-ВАДХА (убиение демона-аиста). Лукавое двуличие, обманчивое поведение и лицемерие характеризуют неправедный образ жизни человека, постоянно занимающегося обманом других. Это требует того, чтобы Кришна убил демона-аиста (Он разрывает его клюв надвое). Если в преданном не будут уничтожены эти склонности, он никогда не сможет достичь чистого преданного служения Кришне.
  7. АГХАСУРА-ВАДХА (убиение демона-змея). Уничтожение этого демона искореняет греховное умонастроение, особенностью которого является жестокость к другим, а также склонность к насилию вследствие зависти. Такое умонастроение — это тоже оскорбление в воспевании Святых Имен Господа.
  8. БРАХМА-МОХАНА (недоумение Господа Брахмы). Эта игра очищает процесс деятельности ради плодов и развития спекулятивного знания, которые в конечном счете приводят к скептическому умонастроению. Эта игра также устраняет оскорбление, связанное с не оказанием должного почтения высшему качеству трансцендентной сладости Господа (мадхурья) в угоду Его нижестоящим величественным богатствам (аишварья).
  9. ДХЕНУКА-ВАДХА (убиение демона-осла). Этот демон олицетворяет грубый материалистичный разум, невежество в отношении чистого духовного знания и слепоту по отношению ко всем очевидным истинам вследствие чисто ослиной глупости. Такое умонастроение является препятствием на пути к чистому знанию своего истинного «я».
  10. КАЛИЙА-ДАМАНА (наказание змея Калийи). Наказание Кришной Калийи устраняет ложную гордость, зависть, злодеяния по отношению к другим, змееподобное коварство и безжалостность.
  11. ДАВАГНИ-НАША (тушение лесного пожара). Лесной пожар олицетворяет споры, ненависть между различными группами, организациями и религиями, неприязнь к тому образу Бога, которому поклоняются другие, война и вообще любой конфликт, и т. д.
  12. ПРАЛАМБХА-ВАДХА (убиение Господом Баларамой демона Праламбха). Баларама убивает этого демона для того, чтобы устранить непомерное вожделение к женщинам, а также желание выгоды, обожания и признания со стороны других.
  13. ДАВАНАЛА-ПАНА (поедание лесного пожара, второй раз). Кришна сделал это для того, чтобы остановить нарушение религиозных принципов и развращение религиозных людей атеизмом и другими антагонистическими философиями.
  14. ЙАДЖНИКА-ВИПРА-ТАДАНА (исправление брахманов, совершающих жертвоприношения). Эта игра иллюстрирует черствость по отношению к Кришне, причиной которой является высокомерие и ложная гордость человека оттого, что он якобы занимает возвышенное положение в социальной структуре варнашрама-дхармы. Кроме того, эта игра указывает на всеобщую тупость, проявляющуюся из-за чрезмерного погружения в деятельность ради плодов.
  15. ИНДРА-ПУДЖА-ВАСАНА (Кришна запрещает поклоняться полубогу дождя Индре). Кришна сделал это для того, чтобы отбросить представления людей о благе поклонения многим полубогам ради материальной выгоды. Также Он сделал это для того, чтобы устранить заблуждение возгордившейся души, начавшей думать: «Я — Всевышний, я достоин поклонения от других».
  16. ВАРУНА-ХОЙТЕ НАНДОДДХАРА (освобождение Нанды Махараджа из обители полубога океанов Варуны). Через эту игру Кришна уничтожает заблуждение в том, что блаженство бхаджана усиливается принятием вина и других видов интоксикаций.
  17. САРПА ХОЙТЕ НАНДА-МОЧАНА (вызволение Нанды Махараджа из челюстей змея). Эта игра является олицетворением того, как Кришна спасает истину вечного преданного служения, которая была проглочена имперсоналистами-майавади и другими им подобными. Она также служит наставлением оставить компанию таких змееподобных имперсоналистов.
  18. ШАНКХАЧУДА-ВАДХА, МАНИ-МОЧАНА (убиение демона-раковины и возвращение бриллианта, похищенного им). Так Кришна убивает желание получить имя и славу, а также желание иметь недостойное общение с женщинами.
  19. АРИШТАСУРА-ВРИША-ВАДХА (убиение демона-быка). Некоторые люди раздуваются ложной гордостью оттого, что являются последователями религий, выдуманных мошенниками. Такое положение является причиной того, что они не выражают почтение чистому преданному служению. Кришна уничтожает такую тенденцию, убивая демона-быка Аришта-асуру.
  20. КЕШИ-ВАДХА (убиение демона-лошади). Эта игра олицетворяет убийство горделивости и тщеславия, проявляющихся в умонастроении «Я — великий преданный и гуру». Кроме того, в этой игре Кришна также прогоняет ложное эго привязанности к богатству и роскоши, которые всегда сопутствуют мирским материальным достижениям.
  21. ВЙОМАСУРА-ВАДХА (убиение демона, летающего в небе). Кришна убивает этого демона, давая таким образом наставления Своим преданным оставить компанию воров и других нечестивцев, а также любых притворщиков и мошенников, так называемых «преданных Господа Кришны», людей, просто рядящихся в одежды преданных.

Принципы, препятствующие Враджа-бхаджане.

(Бхактивинода продолжает) «… В моей другой книге под названием «Шри Кришна Самхита», 8-я глава, с 13-го стиха до конца главы, я описал 18 особых анартх, или нежелательных материальных осквернений, являющихся препятствием при совершении Враджа-бхаджаны (поклонения Вриндавану). Если добавить к этому списку игру Кришны, связанную с тем, как Он сломал два дерева-близнеца Арджуна и игру, когда Он исправил заносчивых, недостойно ведущих себя брахманов, совершавших жертвоприношения, то всего получится 20 препятствий. Все они, безусловно, противопоставляют себя Враджа-бхаджане. [Примечание: Этот список из 21 препятствия изменяется на 20, если мы примем пункты 11 и 13, тушение двух различных пожаров, за один пункт].

Преданный, поклоняющийся Святому Имени, прежде всего должен просить у Господа силы отбросить все эти неблагоприятне склонности, ежедневно молясь Господу Хари в этом ключе, взяв это за практику. Регулярно совершая эту молитву, сердце преданного постепенно станет чистым. Шри Кришна убивает множество демонов, появляющихся в царстве нашего сердца — для того, чтобы избавиться от беспокойств, которые они приносят, преданный обязан смиренно плакать перед Господом и признавать свое беспомощное состояние. Тогда Господь сведет к нулю все наши осквернения.

Есть несколько демонов, которых убил Шри Баладева. Все эти осквернения должны быть устранены из сердца преданного благодаря его собственным усилиям. Это одна из сокровенных тайн Враджа-бхаджаны. Демон-осел Дхенукасура олицетворяет такое дурное умонастроение, которое подобно переносу тяжестей. Демон Праламбасура олицетворяет вожделение находиться в обществе женщин, а также желание выгоды, почета и избранности.

Когда преданный с энтузиазмом прилагает усилия, пытаясь устранить эти осквернения, тогда, по милости Господа, они будут далеко отброшены. Дхенукасура или демон-осел является причиной полного, тотального невежества человека относительно своей вечной сущности; он также дает стимул развитию глупых заблуждений в отношении вечной природы Господа и, кроме этого, направляет человека по ложному пути, посылая на него различные иллюзии таким образом, что тот перестает понимать, что вообще по-настоящему является достойным объектом поклонения. Эти осквернения должны быть отброшены с помощью великих усилий со стороны самого преданного.

Сильное желание иметь недостойное общение с женщинами (для женщин — с мужчинами), страсть к деньгам, усилия, направленные на удовлетворение чувств, амбициозные попытки усилить свою репутацию и ложный престиж, требование от других поклонения себе и внимания к себе, желание обрести имидж избранности в обществе — все это, несомненно, очень серьезные препятствия и преодолеть их очень трудно. Но зная, что все это является крайне неблагоприятным для совершения нама-бхаджаны, человек будет с большим воодушевлением пытаться устранить эти нежелательные вещи.

Когда смирение становится глубоким, Кришна без всяких сомнений оказывает Свою милость. И тогда, после пробуждения в сердце преданного настроения Шри Баладевы, эти вышеперечисленные осквернения немедленно уничтожаются. Вслед за этим, благодаря развитию этого процесса очищения, духовное продвижение человека очень и очень сильно ускоряется.

Особенные, специальные методы этого процесса, естественно, очень глубоки и таинственны; поэтому о них необходимо узнать непосредственно от духовного учителя».

Выдержки из Шри Чайтанйа Шикшамриты (Нектарное учение Шри Чайтанйи), книги написанной Шрилой Тхакурой Бхактивинодой.

Добавить комментарий

Защита от спама - подумайте и введите результат * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.