Смертная казнь

Жестокий и подлый человек, поддерживающий свое существование ценой жизни других, для своего же блага заслуживает того, чтобы быть убитым, а иначе из-за своих поступков он будет опускаться все ниже и ниже. (ШБ 1.7.37)

Немного информации об истории смертной казни в России и отношении к ней в культурной традиции Вед.

Немного об истории смертной казни в России.

В княжеской Руси долгое время судили на основе традиций, правил, передаваемых из поколение в поколение. В том числе, была распространена кровная месть — мстили за убийство или другое преступление против родича.

После принятия христианства стали судить по Библии. Князь Владимир Святой не решался казнить даже «ведомых лихих людей», ссылаясь на Библию: «Греха боюсь». И лишь иное толкование Библии служителями церкви убедило князя впервые ввести на Руси наказание в виде смертной казни.

Около 1072 г. три сына Ярослава Мудрого вместе со своими боярами составили в Киеве кодекс законов, названный «Русской Правдой», который и стал основным законом Руси на протяжении четырехсот лет. «Русская Правда» отменила кровную месть и определила денежные штрафы за различные преступления. Исключения, конечно, были. Так, во времена князя Дмитрия Донского были казнены купец Никомат Сурожанин и боярин Иван Вельяминов за измену и покушение на жизнь князя.

Таким образом, «Русская Правда» не знала смертной казни. Впервые в истории русского государства смертная казнь законодательно была закреплена в 1398 г. в Двинской уставной грамоте, юридически оформившей вхождение двинской земли в состав Московского государства. В ст. 5 этой грамоты говорится: назначение смертной казни только в одном случае — за кражу, совершенную в третий раз.

Покровская судная грамота 1467 г. значительно расширяет случаи применения смертной казни:

  • Воровство в церкви
  • Конокрадство
  • Государственная измена
  • Поджоги
  • Кража, совершенная в третий раз
  • Убийство

Смертная казнь преследовала прежде всего цель возмездия, устрашения, а также в целях безопасности всего общества и относительно спокойствия граждан.

Судебник Ивана III 1497 г. расширил применение смертной казни — разбой, кража (повторная), клевета, убийство своего господина, измена, святотатство, кража холопов, поджог, государственные и религиозные преступления.

Судебник Ивана IV 1550 г. — за первую кражу, если вор пойман с поличным или в процессе пытки признался в содеянном; за вторую кражу и мошенничество, если преступник сознается; за разбой, душегубство, ябедничество, за убийство господина и т.д.

Казни осуществлялись в Москве, на Лобном месте. Устраивались страшные пытки не только по отношению к простому народу, но и к боярам и другим знатным людям. На Лобном месте закапывали в землю женщин, виновных в супружеской измене, сажали на кол, колесовали, четвертовали. И все это происходило на глазах тысячной толпы.

Но если сравнивать количество казней в России и странах Западной Европы, то они нас в этот период превзошли. Например, в Германии при Карле V было казнено около 100 тысяч человек. Одному лишь судье фон Карпцов пришлось вынести около 20 тысяч смертных приговоров. В Англии при Генрихе VIII было повешено 70 тысяч упрямых нищих при общей численности населения 4,5 млн. человек.

По Соборному уложению 1649 г. смертная казнь применялась за 64 случая всевозможных преступлений и было предусмотрено 5 видов исполнения смертной казни. Однако практика не ограничивалась ими.

В России смертная казнь подразделялась на обыкновенную и квалифицированную. К обыкновенной или простой относились: отсечение головы, повешение и утопление. К квалифицированной казни: сожжение, залитие горла металлом, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи, посажение на кол и др. Каждый вид смертной казни применялся за особый вид преступления. Например, повешение — за измену ратным делам, утопление — в широких масштабах.

По распоряжению Василия Шуйского в 1607 г. пленных мятежников каждую ночь выводили сотнями и убивали, ударяя дубинкой по голове, а тела спускали под лед Яузы. Изнасилование — перед казнью полагалось усекать инструмент «бесчестия». Сожжение — за религиозные преступления, осуществляли на костре или в деревянном срубе.

При Иване Грозном стали применять такой способ, как кипячение в масле, вине или воде за государственную измену. Это было мучительно. Залитие горла расплавленным свинцом применялось к фальшивомонетчикам. Четвертование — за оскорбление государя.

Законодательство эпохи Петра I к смертной казни обращается чаще, в 56 случаях. Три вида смертной казни было распространено:

  • Аркебузирование (обезглавливание) — для военнослужащих осуществлялось мечом на плахе или на бревне, а не топором, как было до Петра I. Во время казни стрельцов Петр I сам выполнял роль палача в нескольких случаях.
  • Расстрел.
  • Повешение.

Во времена Анны Иоанновны система наказаний включала смертную казнь в воде: отрубание головы, повешение, колесование, сожжение, кнуты, плети, батоги, ссылка на галеры и др. Она могла применяться к лицу 12-летнего возраста.

25 ноября 1741 г. Елизавета Петровна отменила смертную казнь. Но тюрьмы были переполнены, и в 1754 г. вновь ввелась смертная казнь: кнутом, рвали ноздри и др.

За время 34-летнего правления Екатерины II известно 3 случая приведения в исполнение казни, в т.ч. Емельяна Пугачева.

Редко смертная казнь применялась при Александре I. За 25 лет его правления казнено 24 человека.

Николай I начал свое правление с казни 5 декабристов.

Во времена Александра II 12 лет не было приведено в исполнение ни одного смертного приговора — они заменялись ссылкой, каторгой, пожизненным заключением. В 1883 г. и 1885 г. казнено было всего по одному человеку. В 1889 г. — 3, в 1890 г. — 2 человека. Многие государи, придя к власти, начинали с амнистий. Алексей Михайлович, отец Петра I, велел освободить и отправить в ссылку на каторжные работы всех сидевших воров и разбойников, приговоренных к смерти. То же приказывает в 1691 г. Петр I.

Вплоть до ХIХ века в системе наказаний преобладали смертная казнь и телесные наказания, а не тюремные заключения. Причина банальная — не хватало тюрем. Лишь принятый в 1832 г. Свод законов сделал акцент на лишение свободы и телесных наказаниях. А били в России веревкой, хлыстом, палкой, кнутом, батогами, плетьми, шпицрутенами. Самым тяжелым испытанием считалось битье кнутом. Такая порка, когда мясо из костей вырывалось, фактически была скрытой смертной казнью. А Алексеевский равелин, Шлиссельбургская крепость, Бутырская тюрьма, Соловецкий монастырь остались мрачными символами царской России.

Вплоть до 1881 г. смертные казни исполнялись публично при большом стечении народа. Но затем Александр III издал Указ, который предлагал губернаторам самим определять тюрьмы, в которых исполнялась смертная казнь. Власть поняла, что публичное затягивание веревок на шее не вызывает у народа благодарственных чувств. К тому времени существовало только два вида смертной казни — через повешение и отсечение головы. Но через несколько лет отсечение головы заменили расстрелом.

В первой половине ХХ века:

  • После подавления революции 1905 г. размах смертной казни велик — без суда и следствия, по разрешению губернатора и главнокомандующих. После Февральской революции смертная казнь 12 марта 1917 г. была отменена, однако 12 июля 1917 г. она была вновь восстановлена: за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю, уход с поля боя и др.
  • На второй день после Октябрьской революции Советская власть отменила смертную казнь до лета 1918 г. 21 февраля 1918 г. СНК РСФСР принимает Декрет «Социалистическое Отечество в опасности» и смертную казнь вновь стали применять к неприятельским агентам, спекулянтам, погромщикам, хулиганам, применялся даже расстрел на месте.
  • 5 сентября 1918 г. СНК РСФСР принял Постановление о «красном терроре», в котором говорилось: «Подвергаются расстрелу все лица, которые близки к белогвардейцам».
  • В 1920 г. по инициативе Дзержинского смертная казнь отменена.
  • В 1922 г. смертная казнь вводится вновь.
  • В сталинское время еще более ожесточенная смертная казнь. В лагерях создавались условия на длительную мучительную смертную казнь.

В 1947 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была отменена смертная казнь и заменена исправительно-трудовыми лагерями на 25 лет.

12 января 1950 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР о применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам, а 30 апреля 1954 г. смертная казнь была введена за умышленное убийство.

В 1961 г. — за хищение в особо крупных размерах, дезорганизацию деятельности исправительно-трудовых учреждений, фальшивомонетчество и спекуляцию валютными ценностями.

23 мая 1986 г. в ст. 23 Уголовного законодательства было внесено дополнение, согласно которому смертная казнь заменялась лишением свободы на срок более 15 лет, но не свыше 20 лет.

28 апреля 1983 г. страны, входившие в Совет Европы, подписали Дополнительный протокол ? 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающихся смертной казни, ст. 1 которого гласит: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть ни приговорен к этому наказанию, ни казнен». Исключение сделано только за преступления, совершенные во время войны или в условиях, приближенных к ней.

В то время, когда Протокол был составлен, его подписали всего 13 стран из 21 входившего в Совет Европы государства (некоторые не подписали и не ратифицировали и поныне). Однако для тех государств, которые только вступают в Совет Европы, условием вступления является законодательная отмена смертной казни в течение ближайших трех лет.

Начавшийся в январе 1996 г. процесс вступления России в Совет Европы создал новую правовую ситуацию, поставившую ее перед необходимостью отмены смертной казни. 16 мая 1996 г. был принят Указ Президента РФ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы».

Таким образом, в последнее время принятие или отказ от этой меры наказания по большей частью связывался с политической целесообразностью.

А вот что о смертной казни говорит Шрила прабхупада в своем комментарии к стиху ШБ 1.7.37:

«Жизнь за жизнь» — такова справедливая кара для жестокого человека, бесстыдно живущего ценой чужих жизней. Политическая мораль требует приговорить убийцу к смертной казни, чтобы спасти этого жестокого человека от ада. То, что государство приговаривает убийцу к смертной казни, — благо для преступника, потому что в своей следующей жизни он не будет страдать за совершенное убийство.

Смертный приговор убийце — самое мягкое из наказаний, которых он заслуживает. В смрити-шастрах говорится, что люди, наказанные царем по принципу «жизнь за жизнь», настолько очищаются от всех грехов, что могут даже попасть на райские планеты. По словам Ману, великого автора свода гражданских и религиозных законов, даже убийцу животного нужно считать убийцей, потому что мясо животного не предназначено в пищу цивилизованным людям, чья основная обязанность — готовить себя к возвращению к Богу.

Ману говорит, что убийство животного — это настоящий сговор группы грешников, и каждый из них должен быть наказан как убийца, подобно тому, как наказывают соучастников преступления, повинных в убийстве человека. Тот, кто дает разрешение на убийство животного или убивает животное, торгует мясом убитого животного, готовит пищу из мяса животного, занимается распределением этой пищи и, наконец, ест пищу, приготовленную из тела убитого животного — убийца, и по закону природы должен понести наказание.

Несмотря на все достижения материалистической науки, никто не может создать живое существо, поэтому никто не имеет права убивать живое существо по своей прихоти. Мясоедам писания разрешают только ограниченные жертвоприношения животных, и то лишь для того, чтобы предотвратить открытие скотобоен, а не ради поощрения убийства животных.

Процедура жертвоприношения животных, дозволенная писаниями, приносит благо как самим жертвенным животным, так и тем, кто ест их мясо. Это благо для животного, потому что, принесенное в жертву на алтаре, оно тут же переносится в человеческую форму жизни, а мясоед при этом избавляется от необходимости совершать более тяжкие грехи (поедая мясо, поставляемое организованной скотобойней — ужасным местом, приносящим обществу, стране и людям всевозможные материальные несчастья).

Материальный мир итак полон тревог, а если поощряется убийство животных, вся его атмосфера оскверняется войнами, эпидемиями, голодом и другими нежелательными бедствиями, которых становится все больше и больше.

Пожалуйста, примите участие в голосовании. Спасибо.

комментария 4
  1. Все имеет свое предназначение, и человек, обладающий совершенным знанием, знает, как и где можно что-либо применять. Насилие тоже имеет свое предназначение, но правильно применять его может только тот, кто обладает знанием. Например, судью, который приговорил к смертной казни человека, виновного в убийстве, нельзя порицать за это, ибо он санкционировал применение насилия в соответствии с законом. В Ману-самхите, которая является сводом законов для человечества, сказано, что убийца должен быть приговорен к смертной казни, чтобы в следующей жизни ему не пришлось страдать за этот тяжкий грех. Поэтому, когда царь казнит убийцу, он делает это ради его же блага. (БГ 2.21 комм.)

  2. Смертная казнь, как акт мщения, подменяет ее изначальный смысл, как акта сострадания и эта подмена смыслов страшнее, чем отсутствие смертной казни.

    Господь Кришна и его преданные, в том числе, убивали, а Господь Чайтанья и его преданные спасали и наставляли. Таким образом, для века Кали милосердие и проповедь более важны, чем жесткая справедливость.

  3. Царь имеет право казнить любого злодея, будь то мужчина, женщина или бесполый евнух, если он заботится только о собственном благе и не проявляет сострадания к другим живым существам. Tакой поступок царя не считается убийством. (ШБ 4.17.26)

    Из всех средств подавления беззакония Я — кара. Из тех, кто стремится к победе, Я — нравственная чистота. Я — безмолвие тайны и мудрость мудрых. (БГ 10.38)

    Среди многочисленных средств подавления беззакония наиболее важными являются те, которыми пресекают преступную деятельность. Когда преступнику присуждают наказание, эта кара олицетворяет Кришну. Главным качеством, приносящим победу, является нравственная чистота. Из всех сокровенных деяний (слушания, повторения и памятования) молчание — самое важное, поскольку оно помогает человеку духовно развиваться. Мудрецом называют того, кто может отличить материю от духа, иными словами, высшую энергию Господа от низшей. Это знание — Сам Кришна. (БГ 10.38 комментарий)

Добавить комментарий

Защита от спама - подумайте и введите результат * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.