Вера

Душа, находясь в освобожденном от обусловленности материей сознании, проявляет качества Бога, однако степень проявления этих качеств несравнима с Ним.

Здесь уместно сравнить душу и Бога с каплей и океаном. Капля воды, обладая теми же свойствами, что и вода в океане, не способна выполнять те же функции, которые свойственны океану, как большой массе воды. Из-за своей малости, а также присущему душе качеству независимости, она может пренебречь своими отношениями с Богом, попасть под власть материи и принять иллюзию нахождения в мире материи за реальность. Также уместным будет сравнение души и Бога с искрой и большим пламенем. Пока искра находится в пламени она проявляет свойства огня, однако, когда она вылетает из него, она гаснет.

Эти сравнения необходимы, прежде чем охарактеризовать веру души в Бога, которая, в отличие от других типов вер, является неотъемлемой частью ее вечной духовной природы.

Вера — это чувство или стремление души найти прибежище и любовь. Забыв о Боге, душа пытается реализовать его в материи через создание собственных философских, социальных и прочих систем и т. д. Бог, находясь в сердце каждого живого существа, укрепляет тот тип веры, который хочет культивировать душа. Он идет на это, как Отец, который идет на уступки капризам своего ребенка, понимая, что не получив определенный жизненный опыт, тому не понять реальность.

Однако, вера в Бога незримо стоит за всеми другими видам веры, которые испытывает человек на протяжении жизни. Это может быть вера в науку (знание), вера в собственные силы или в человечество, однако будучи отделенными от своей основы эти веры не постоянны, другими словами, без веры в Бога человек, рано или поздно, обречен на разочарование (в себе или любом другом объекте своей привязанности).

Вера в Бога — это определенный плод, который получает человек, совершавший или совершающий благочестивые поступки, в особенности, если эти поступки были связаны с духовной деятельностью (они могли совершаться осознанно или нет). Также необходимо отметить, что этот процесс может занимать много жизней, в особенности, если человек не проявляет заинтересованности в духовном. Накапливаясь это благочестие вырастает в начальную веру. Эта начальная вера еще слаба и может быть поколеблена или даже опять скрыта, однако в определенных жизненных ситуациях, она будет снова проявлена.

Вера в Бога

Можно охарактеризовать веру в Бога, как особое сердечное чувство, устремляющее все мысли человека в направлении бескорыстного служения Ему. Это чувство полностью свободно от стремления к получению каких-либо дивидентов в любой форме, будь то богатство, знание, сверхспособности, если они не направлены на удовлетворение Бога.

Вера в Бога может характеризоваться силой. Как правило, люди стоящие на пороге духовной жизни, проявляют фанатизм и нетерпимость по отношению, например, к верующим других конфессий. Это может быть вызвано, в том числе, стремлением защитить свою, еще слабую веру. Однако при правильном духовном развитии и по мере обретения духовного опыта, вера человека крепнет и этот фанатизм и нетерпимость уходят. Им на смену приходит осознанный духовный труд, связанный с преодолением своей материальной обусловленности и развитием (возрождением) духовных качеств.

Вера не означает вера слепая. Сомнения — признак разума, они неизбежны и естественны для всех, идущих по духовному пути. Вера без философии (теософии) легко превращается в сентиментализм или фанатизм, философия без живой веры в сухие умственные рассуждения, иссушающие человека. Этот союз (философии и религии) всегда был, есть и будет и это правильно.

Вера, как милость Бога, существует вполне независимо и может жить в человеке, который не обременен философскими понятиями. Однако философия — такая же милость Бога по отношению к нам и опираясь на нее, вера становится крепче и осмысленнее. Духовная жизнь динамична, она ведь не просто следование правилам с надеждой на спасение.

В нескольких монотеистических религиях, существующих сейчас на Земле, идея чистого и бескорыстного служения Богу, как конфета, завернута в определенную разноцветную обертку. Одни цвета этой обертки представляют собой правила и предписания, которым необходимо следовать, другие —  различные обещания, которыми можно так или иначе привлечь человека. Этот подход оправдан определенной практичностью, однако суть религии далека, как от формального следования законам, так и от концепции мирского рая. В одних религиях эта идея скрыта больше, в других меньше.

Эту идею (чистого и бескорыстного служения Богу) сложно сделать государственной религией, поскольку она не вмещается ни в рамки государственности, ни этого мира в целом — она «не от мира сего». В этом определенная сложность для православия, поскольку идее чистого и бескорыстного служения Богу и отречения от мира сложно сложно конкурировать с практичной мирской моралью, основанной на ясном и понятном — «ты — мне, я -тебе».

За ростком веры в Бога, который есть у человека в сердце необходимо правильно ухаживать, поливая его осознанной духовной деятельностью и защищая от нежелательных воздействий.  Эта внимательность должна сохраняться на всем протяжении духовного пути, так как опасность падения остается достаточно долго.

Предлагаю вашему вниманию лекцию Шачинанданы Свами, затрагивающую вопрос веры человека (прочитана 28.09.2005).

Вера – стремление к возвышенному. Понимание того, что просто служа Кришне, человек достигает совершенства. (Шрила Прабхупада)

Чистой душе свойственна вера, которая является частью ее духовных достояний, она естественна для нее. Душа полностью зависит от Кришны, веря в его покровительство и защиту.

Как белый свет преломляется, проходя сквозь призму, так и изначальная вера души и ее зависимость от Бога, искажаясь под воздействием гун природы, приобретает различные формы (цвета). Так как сочетаний гун природы бесконечное множество, так и сложно сосчитать оттенки веры человеческой. Однако, Кришна, отвечая Арджуне, говорить об основных особенностях (тенденциях) людей, находящихся под воздействием добродетели, страсти и невежества.

Сама природа веры (ее внутренняя суть) находится в гуне благости. Каждый человек, кем бы он ни был, во что-то верит. Но, в зависимости от природы человека, его вера может относиться к гуне благости, страсти или невежества. И вера, в свою очередь, определяет круг его общения.

Люди в гуне благости поклоняются полубогам, те, кто находится в гуне страсти, поклоняются демонам, а люди в гуне невежества поклоняются духам усопших. (БГ 17.4)

  • Люди могут поклоняться Дэвам (Полубогам) и это поклонение считается в гуне благости…
  • Люди могут поклоняться другим, более могущественным людям, например Путину или Медведеву, надеясь на свой жизненный успех – такое поклонение Кришна определяет, как поклонение в страсти.
  • Люди могут поклоняться духам и привидениям и верить в свою удачу на этом пути, что считается проявлением веры в гуне невежества.

Добавить комментарий

Защита от спама - подумайте и введите результат * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.