Гуру

Слог гу означает «тьма», слог ру — «защита от нее». Поэтому того, кто способен рассеять тьму, называют гуру.

Существенные качества духовного учителя перечислены в «Шримад-Бхагаватам» (11.3.21). Этот стих является классическим определением гуру. Его цитируют Рупа Госвами (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.97), Гопал Бхатта Госвами (Хари-бхакти-виласа, 1.32) и Джива Госвами (Бхакти-сандарбха, 202).

tasmad gurum prapadyeta
jijnasuh sreya uttamam
sabde pare ca nisnatam
brahmany upasamasrayam

Этот стих описывает главные качества истинного духовного учителя:

  • Первый признак, по которому можно узнать гуру — это шабда-брахмани-нишната — безупречное знание богооткровенных писаний (нишната значит «искуссность, совершенное владение», а также «поглощенность»).
  • Второй признак: пара-брахмани-нишната. По словам Шридхары Свами, это означает апарокша-анубхавена нишнатам, то есть непосредственный опыт соприкосновения с Богом. Два этих признака составляют существенные качества истинного гуру. Эти же два главных качества гуру приводят и Веды (Мундака-упанишад, 1.2.12): шротрийам (знание шрути) и брахма ништхам (утвержденность в духе).

Иначе говоря, подлинный духовный учитель должен не только в совершенстве знать писания и жить в соответствии с ними, но и обладать реальным духовным опытом. Глубокие познания в священных писаниях и владение их логикой, позволяют рассеять сомнения, возникающие в уме ученика. Но этого мало. Сухое теоретическое знание выхолащивает жизнь.

Поэтому второе — главное — требование к духовному учителю — это его реальный духовный (мистический) опыт, опыт духовного блаженства, который он должен уметь передать ученику. Голая теория, не подкрепленная опытом духовного счастья, не сможет сделать ученика счастливым, и его духовное развитие рано или поздно остановится.

Разумеется, что понимание глубины мистического опыта духовного учителя недоступно для стороннего наблюдателя. Именно поэтому, как объясняет Шридхара Свами, Прабудха Муни приводит третье качество, более очевидное и являющееся естественным следствием реальности его духовного опыта:

  • упашама-ашрайам — равнодушие к блеску материальной энерги
  • невозмутимость, то есть свобода от вожделения, жадности и гнева.

Поэтому в первом стихе Упадешамриты Шрила Рупа Госвами говорит о владении своими чувствами как о главной характеристике гуру, дающей ему право принимать учеников повсюду в мире.

Таким образом, спасение ученика — не мистический тантрический фокус. Гуру, во-первых, должен уметь рассеять все его сомнения и вселить в него твердую веру, а, во-вторых, передать ему духовный опыт, пришедший к нему в результате служения своему гуру и обретения милости.

Определив главные качества гуру, Гопал Бхатта Госвами приводит множество цитат, описывающих другие качества гуру (Хари-бхакти-виласа, 1.32-41), и в частности говорит, что гуру должен:

  • любить своих учеников и по-отечески относиться к ним
  • должен уметь вознаграждать и наказывать
  • он знает все аргументы и контр-аргументы и может побеждать в споре
  • другие садху поддерживают его.

В «Бхакти-сандарбхе» (203) Джива Госвами описывает гуру по силе воздействия его слов на ученика: Он цитирует «Брахма-вайварта-пурану»: «Говорится, что есть два вида учителей, пристрастные и беспристрастные (са-рага и нирага, с привязанностями и без привязанностей). Слова человека пристрастного, переполненного желаниями и снедаемого жадностью, не трогают сердца. Пристрастный учитель дает наставления, не разобравшись сам. Наставления такого человека ведут тех, кто его слушает, к гибели.

Но тому гуру, который постиг суть океана писаний и чьи слова исполнены нектара, нужно поклоняться и жадно слушать его, каковы бы ни были его происхождение, качества или поведение».

Далее Джива Госвами приводит еще один стих из «Брахма-вайварта-пураны»: «Лучший из гуру — тот, слушая которого даже человек, обуреваемый вожделением и гневом, даже скупец и тот, кто полностью отчаялся, могут выйти на свет (то есть попасть в духовный мир)». Иначе говоря, слова сад-гуру должны проникать в сердце ученика и рассеивать царящую там мглу. Таково одно из принятых объяснений происхождения слова гуру: «Слог гу означает ‘тьма’, слог ру — ‘защита от нее’. Поэтому того, кто способен рассеять тьму, называют гуру». (2)

Итак, приближаясь к духовному учителю, человек должен чувствовать подлинное, физическое облегчение. В его обществе наши проблемы перестают быть проблемами, а муки — муками. Это первый признак духовного учителя. Своими словами учитель пробуждает ученика от мучительного и беспробудного сна материального существования.

(Из дневника Бхакти вигьяна Госвами)

Добавить комментарий

Защита от спама - подумайте и введите результат * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.