Технологии — добро или зло?

Наверное каждый задумывался над вопросом полезности тех или иных технологий, которыми мы пользуемся в повседенвной жизни. Можно ли однозначно определить их полезность или вредность?

Желание человека совершенствовать технологии, как правило, вызвано:

  • Стремлением к свободе от разного рода законов, ограничивающих и регламентирующих жизнь и человека и других живых существ на Земле, то есть стремлением к определенному представлению о свободе: свободе передвижения, коммуникаций, бытовых условий.
  • Стремлением к увеличению продолжительности жизни.
  • Просто любопытством, которое присуще любому человеку.
  • Стремлением к власти и сохранению своего статуса кво.

Однако, очевидно, что предвидеть последствия применения тех или иных открытий люди, как правило, не в состоянии.

Тем, кто совершенствуется в невежественной деятельности, уготованы темнейшие районы невежества. Однако еще хуже те, кто совершенствует так называемое знание. (Шри Ишопанишад, мантра 9)

В этой мантре сравниваются два понятия: видйа и авидйа. Авидья, невежество, несомненно, опасно, но видья, то есть знание, если оно ошибочно или вводит в заблуждение, еще опаснее. Эта мантра Шри Ишопанишад гораздо актуальнее сегодня, чем когда бы то ни было в прошлом. Современная цивилизация добилась значительных успехов на поприще просвещения масс, но в результате этого люди только стали более несчастны, чем когда-либо прежде, потому что уделяют слишком много внимания материальному прогрессу и забыли о самом важном аспекте жизни — духовном.

Люди делятся на разные категории: карми, гьяни и йогов. Карми — это те, кто занят удовлетворением чувств. Практически 99,9 процента людей в современном обществе заняты удовлетворением своих чувств под вывесками индустриализации, развития экономики, альтруизма, политической деятельности и т. д. Вся эта деятельность в большей или меньшей степени основана на принципе удовлетворения чувств и никак не связана с сознанием Бога, о котором идет речь в первой мантре Шри Ишопанишад.

Люди, поглощенные плотскими наслаждениями, на языке Бхагавад-гиты (7.15) называются мудхами. Это слово означает, что они так же невежественны и темны, как ослы, символ тупости. Люди, занятые бессмысленным удовлетворением чувств, по определению Шри Ишопанишад, поклоняются авидье. И те, кто поддерживают такого рода цивилизацию, называя это прогрессом просвещения, приносят гораздо больше вреда, чем те, кто живет только ради удовлетворения чувств.

Прогресс науки безбожных людей так же опасен, как драгоценный камень на голове кобры. Кобра, украшенная драгоценным камнем, еще опаснее, чем кобра без украшения. В «Хари-бхакти-судходае» (3.11) научные достижения безбожных людей сравнивают с украшениями на мертвеце. В Индии, как и во многих других странах, некоторые люди придерживаются обычая провожать в последний путь украшенно тело покойника, чтобы хоть как-то утешить скорбящих родственников. Вся современная цивилизация представляет собой такую же жалкую попытку хоть как-то облегчить непрекращающиеся страдания материального существования. Вся эта деятельность направлена только на удовлетворение чувств. Но выше чувств стоит ум, выше ума — интеллект, а выше интеллекта — душа. Поэтому целью настоящего образования должно быть самоосознание, познание духовных ценностей души. Любое другое образование, не приводящее к пониманию природы своего «Я», следует считать авидьей, невежеством. И культивировать его — значит опускаться в темнейшие области невежества. (Шри Ишопанишад, мантра 9, комментарий Шрилы Прабхупады)

Также в этой связи вспомнился анекдот: Купил машину, теперь все успеваю: и за бензином, и в гараж, и в гаи, и на СТО и шины переобуть, и на мойку.

Добавить комментарий

Защита от спама - подумайте и введите результат * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.