Гнев

Созерцая объекты, приносящие наслаждение чувствам, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, а из вожделения — гнев. (БГ 2.62)

Гнев порождает полное заблуждение, а заблуждение затмевает память. Вслед за памятью пропадает разум, и тогда, лишившись разума, человек снова погружается в пучину материальной жизни. (БГ 2.63)

ГневГнев приводит в движение различные воздушные потоки в теле. В связи с этим, мы можем его определить по внешним признакам, таким, как: учащение дыхания, топание ногами, громкая речь и др.

Гнев оскверняет наш разум и тело, сильный и необузданный гнев может со временем полностью его разрушить. Этого чувства необходимо избегать. Гнев можно остудить, не поддаваясь его первым порывам, сконцентрировавшись на ровном и глубоком дыхании, совершив омовение или пешую прогулку на природе.

Однако есть ситуации, когда это чувство необходимо. Например, для защиты себя и своих близких или страны от агрессора. В таких случаях гнев можно назвать праведным, то есть основанным не на эгоизме, а на  писаниях.

Когда живое существо попадает в материальный мир, его вечная любовь к Кришне под влиянием гуны страсти преобразуется в вожделение. Это можно сравнить с тем, как молоко при добавлении в него кислого тамаринда превращается в простоквашу. Не получив удовлетворения, вожделение переходит в гнев, а гнев порождает иллюзию, которая держит живое существо в плену материальной жизни. Поэтому вожделение — злейший враг живого существа; именно оно делает чистое живое существо пленником материального мира. (БГ 3.37 комм.)

Гнев является порождением гуны невежества, и все его последствия тоже возникают из этой гуны. Поэтому, если, выполняя предписания шастр, человек не позволяет влияющей на него гуне страсти преобразовываться в гуну невежества, а вместо этого поднимается на уровень гуны благости, он разовьет в себе духовные привязанности и тем самым спасет себя от гнева и его разрушительных последствий. (БГ 3.37 комм.)

Неудовлетворенные материальные желания вызывают гнев, в результате чего ум приходит в возбуждение, глаза наливаются кровью и человек начинает тяжело дышать. (БГ 5.23 комм.)

Aкродхой называют умение подавлять гнев. Даже если что-то раздражает нас, мы должны сдерживать себя, ибо, когда человек гневается, все его тело оскверняется. Гнев и вожделение являются порождением гуны страсти, поэтому тот, кто идет по духовному пути, должен уметь подавлять в себе гнев. Слово апаишунам значит, что человек не должен искать недостатки в других или без нужды делать людям замечания. Разумеется, назвать вора вором — не значит искать у него недостатки, но, назвав вором честного человека, мы нанесем ему тяжелое оскорбление, которое станет помехой для нашего духовного развития. (БГ 16.1-3 комм.)

Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть.
Напраслина страшнее обличенья.
И гибнет радость, коль её судить
Должно не наше, а чужое мненье.
Как может взгляд чужих порочных глаз
Щадить во мне игру горячей крови?
Пусть грешен я. Но не грешнее вас,
Мои шпионы, мастера злословья.
Я это я, а вы грехи мои
По своему равняете примеру.
Но может быть, я прав,
А у судьи в руках кривая мера?
И видит он в любом из ближних ложь,
Поскольку ближний на него похож.

(Вильям Шекспир. В переводе Маршака.)

Добавить комментарий

Защита от спама - подумайте и введите результат * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.