Дары и дарение

Выдержки из Сканда-пураны (Сканда-пурана, 1.2.4)

Дана (дарение) имеет два хету (мотива), шесть адхиштхан (основания), шесть анг (частей), две паки (места), четыре пракары (способа), три виддхи (правила) и три наши (губительные обстоятельства).

Царь Дхармаварма: Каковы эти два мотива, каковы шесть оснований, шесть частей, каковы два места, два способа, каковы три вида даны, о, брахман? Что именуется тремя губительными обстоятельствами даны. Объясни подробно.

Если ты решишь эти семь вопросов, о брахман, я дам тебе семь миллионов коров, сколько угодно золота и семь деревень. Если нет, ступай восвояси.

Когда царь Дхармаварма, владыка Саураштры произнес эти слова, я ответил ему: Да будет так. Слушай внимательно, я объясню подробно этот стих.

Выслушай о двух мотивах даны. Шраддха (вера) и шакти (возможность) — являются двумя причинами увеличения и нерушимости раздачи даров. Количество пожертвованных вещей может быть большим или малым, в обоих случаях они являются причиной процветания.

О Вере есть такие стихи: Дхарма — тонка. Она не обретается через телесные страдания или физическим усилием. Она не обретается грудой богатства. Вера (шрадха) — есть (причина) Дхармы. Она есть высшая аскеза. Вера есть небеса и Освобождение. Вера — есть вся вселенная.

  • Если кто пожертвует все имущество и саму жизнь без веры, тот не достигнет блага. Поэтому он должен быть верующим и искренним.
  • Дхарма обретается через веру, а не через груду богатств, ведь мудрецы, которые были бедны и мудры, достигали небес жертвуя с верой.

Слушай (внимательно), вера для воплощенных бывает трех видов, согласно природе: саттвика, раджасика и тамасика.

  • Те люди, которые в саттве, почитают богов, те кто в раджасе — якшей и ракшасов, те кто в тамасе — почитают бхутов (духов и привидения).
  • Поэтому Господь Рудра благословляет тот дар, который поднесен верующим и отдан достойному. Богатство должно быть обретено честно и благочестиво, даже если оно невелико по количеству.
  • Остаток, после того как накормлена и одета семья, может быть поднесен как дар, иначе даритель подобен меду снаружи и яду — внутри.
  • Когда тот, кто испытывая нужду, отдает дар тому, кто в достатке, действует подобно человеку, пьющему яд, думая, что пьет мед. Его дар — только видимость праведности.
  • Тот, кто совершает погребальные обряды, приносящие беспокойства и страдания слугам, сам подобен мертвецу.
  • Даже во время опасности, мудрый не должен давать следующие девять видов даров: общие (самАнйа), вновь приобретенные (йачита), приобретенные в долг (нйаса), заложенное (Адхи), жену (дАрА), доверенное (даршана), отложенное на черный день (анвахита), отданное на хранение (никшепа) и все имущество (сарвасва) когда жива семья. Человек, который совершает такой дар — глупец и должен совершить покаяние.

Итак, о царь, (тебе) объяснены два мотива. Милостиво выслушай, теперь я поведаю о шести основаниях. Дхарма, артха, кама, стыд (врида), восторг (харша), страх — именуются шестью основаниями даны.

  • Если дар совершается достойным, каждый день, без ожидания награды, но лишь из чувства долга — это называется дхармаданой.
  • Дар, побуждающий богатого человека на жертвование с целью обрести еще большее богатство, именуется артхаданой. Выслушай о камадане.
  • Ожидание награды, того, что дар сделанный по определенному случаю вернется, или с сильной привязанностью к одариваемым, именуется камадана.
  • Дар, совершенный из стыда, по обещанию перед собранием — известен как вридадана.
  • Если дар совершается после того, как услышано или увидено нечто приятное и дается из восхищения — эта дана именуется искушенными в Дхарме харшаданой.
  • Если дар дается человеку, который не поможет, ради избегания упреков и возражений, осуждения или оскорбления — это именуется бхайаданой.

Таковы шесть оснований даны, теперь слушай об этих шести основаниях: дата (дающий), пратиграхита (принимающий), шуддхи (чистота), дейа (отдаваемая вещь), дхармайук (вещь, связанная с дхармой), деша и кала (место и время) — известны как шесть оснований даны.

Высоко почитаемых дающих — шесть видов: свободный от болезни, праведный, желающий давать, лишенный пороков и опасностей, благого нрава, занятый непорочной деятельностью и занятием.

  • Даритель, который не имеет веры, чей ум беспокоен и неустойчив, кто груб и труслив, кто лживый и всегда сонлив — считается по природе тамасикой.
  • Брахман, который чист трояко в отношении семьи, обучения и неведения, чья жизнь скромна, кто милостив и уважаем, чьи органы чувств обузданы, и кто свободен от пороков и их источников — именуется патра.
  • Если удовольствие непосредственно выражаемое видится на лице дающего, или если он выказывает гостеприимство и отсутствие злобы, это именуется чистотою (шуддхи).
  • Богатство, нажитое без причинения беспокойства другим или причинения боли или собственными усилиями — именуется дейа (предмет, который следует давать). Оно может быть большим или малым.
  • Если дар связан со святым местом или благодеянием он именуется дхармайук. Если есть неприятие (в сердце) — блага не будет. Место и время для даны следует старательно выбрать. Если они подобающие, они превосходны, не иначе. Поведано о шести основаниях. Слушай о двух местах, которые благотворны. Говорится, что два места благотворны в этом и в ином мире.
  • Если кто жертвует праведникам, благо достигается в ином мире, если дар сделан неправедным (людям), благом он будет наслаждаться здесь (в этом мире).

Так именуются два благотворительных места, теперь выслушай о способах: это — дхрува, ахустрика, камйа и наймиттика. Это — ведический путь раздачи даров, разделенный на четыре и объясненный брахманами.

  • Раздача воды, мест омовения, парков, озер и прочего, плодами которых наслаждаются все, именуется дхрува.
  • То, что раздается ежедневно, именуется ахустрика.
  • То, что раздается из желания обретения потомства, победы, процветания, жены и детей — именуется камйа. Оно основано на желании. В смрити наймиттика дана именуется троякой: калапекша, крийапекша и гунапекша. Эти обряды всегда совершаются без хомы. Эти разновидности поведаны тебе.

Теперь поведаю три вида правил.

Эти три вида именуются уттама (высшее), мадхйама (среднее) и каништха (низшее). Есть восемь высших дан, согласно правилам, четыре средних и одна низшая. Такова триада (даны).

  • Уттама даны таковы: дома, дворцы, обучение, земля, коровы, спасение жизни через лечение, пища и защита от посягательств. Это именуется уттамаданой, поскольку эти прекрасные вещи подносятся как дар.
  • Пища, зерно, ложе, украшения, повозки, лошади и прочее — являются мадхйамаданой, потому что средние вещи подносятся в качестве даров.
  • Поднесение обуви, золота, сосудов и прочего, творога, меда, сидения, светильников, посоха, драгоценных камней и прочего — именуется каништха.
Слушай о трех разрушительных обстоятельствах дан. Если даритель:
  • Сожалеет после совершения дара, он называется асурическим. Он лишен блага.
  • Дарит без веры и искренности — это называется ракшаса, оно также бесплодно.
  • Бранится, а затем производит дар — это именутся пайшача, оно также бесплодно.

Таковы три разрушительных обстоятельства даны.

Итак, тебе поведано о величии даны в связи с семью вопросами, о царь, согласно моим способностям. Скажи, правильно это или нет?

Добавить комментарий

Защита от спама - подумайте и введите результат * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.