Атьяхара

Преданное служение страдает, если человек ест слишком много и накапливает больше, чем необходимо, вещей и денег.

Шесть видов деятельности пагубно отражаются на преданном служении. Преданное служение страдает, если человек:

  • Ест слишком много и накапливает больше, чем необходимо, вещей и денег;
  • Прилагает чрезмерные усилия ради осуществления труднодостижимых мирских целей;
  • Ведет пустые разговоры на мирские темы;
  • Выполняет правила и предписания шастр только ради следования им, а не во имя духовного прогресса, или не выполняет никаких правил и предписаний, действует, не признавая авторитетов, как ему заблагорассудится;
  • Общается с людьми мирского склада, далекими от сознания Кришны;
  • Жаждет мирских успехов.

Комментарий Шрилы Прабхупады (выдержки).

Основная проблема, с которой сталкиваются обусловленные души — это проблема повторяющихся рождения, смерти, старости и болезней. Живя в материальном мире, человек, чтобы поддержать душу в теле, должен работать, но какими принципами ему руководствоваться в своей деятельности, чтобы эта деятельность способствовала его прогрессу в сознании Кришны? Для поддержания жизни в теле нам нужна пища, одежда, деньги и т.д., однако не следует накапливать их больше, чем это необходимо для удовлетворения наших насущных потребностей. Если придерживаться этого естественного принципа, то поддерживать существование тела будет совсем нетрудно.

Священные писания запрещают человеку брать больше, чем ему необходимо (атйахара). Нарушение этого принципа является причиной нынешних страданий всего человечества.

Кроме того, человеку, который ест больше, чем необходимо, и занимается накопительством, приходится затрачивать ненужные усилия (прайаса). Бог устроил мир так, что любой из нас, где бы он ни находился, может жить в мире и покое, если у него есть небольшой участок земли и дойная корова. Чтобы заработать на жизнь, вовсе не обязательно куда-то уезжать: везде можно выращивать зерно и получать молоко от коров. Это разрешит все экономические проблемы.

Совет не заниматься накопительством, не есть слишком много и не тратить впустую столько сил на погоню за ненужными удобствами люди воспринимают как попытку вернуть их к первобытному состоянию. В большинстве своем люди не желают жить просто и мыслить возвышенно. В этом их несчастье.

Определенный уровень экономического благосостояния необходим, однако истинная религия ограничивает его рамками насущных потребностей материального существования.

Причинами такого отношения к жизни является, прежде всего, невежество относительно собственной природы, а отсюда страх и желание получить все здесь и сейчас. Это сродни наркотику — в тот момент, когда человек становится обладателем чего-либо он на какое-то время забывает о временной природе этого мира и неминуемом конце. Шопинг приносит временное облегчение, которое быстро закончится, когда пройдет первая эйфория от покупки и ее демонстрации окружающим.

Очевидно, что людей «подсаживают» на этот наркотик, закладывая в них определенные парадигмы и заставляя их вновь и вновь тратить свои деньги на то, что им не нужно.

Всегда есть альтернатива — обманутыми будут только те, кто хочет ими быть. Однако, справедливости ради, необходимо отметить, что, как бессмысленная погоня за ненужными вещами, так и чрезмерный аскетизм и отказ от полезных и нужных вещей также не свойственен духовной природе. Нам хочется выглядеть красиво и пользоваться жизненными удобствами и это нормально, просто во всем нужна золотая середина, только вот где ее найти.

Шримад Бхагаватам часто достаточно категоричен относительно возможных компромиссов с материальной природой. В качестве примера приведу несколько стихов из 2 песни.

Поэтому просвещенный человек, пока он находится в этом мире имен, должен ограничиться удовлетворением лишь самых насущных потребностей. Он должен быть тверд разумом и не тратить свои силы на приобретение ненужных вещей, на собственном опыте убедившись, что все эти усилия — только тяжкий и бессмысленный труд. (ШБ 2.2.3)

Тот, кто в погоне за призрачным счастьем оказывается во власти чар иллюзорного прогресса материальной цивилизации, — поистине безумец. Весь материальный мир — это всего-навсего игра имен. В сущности, здесь нет ничего, кроме обманчивых порождений материи, состоящих из земли, воды и огня. Дома, мебель, автомобили, виллы, фабрики, заводы, промышленность, мир, война и даже последние достижения материальной науки — ядерная энергия и электроника — всего лишь сбивающие с толку названия различных сочетаний материальных элементов и сопутствующих им реакций трех гун. (ШБ 2.2.3 комментарий)

Зачем нужны кровати, когда на земле есть много ровных мест, где можно прилечь? К чему человеку подушка, если ее могут заменить руки? Зачем нужна посуда, когда можно обойтись ладонями? И зачем человеку одежда, когда можно покрывать свое тело древесной корой? (ШБ 2.2.4)

Гордиться своей принадлежностью к цивилизации рафинированных животных, помешанной на удовлетворении чувств, — значит обманывать себя. Такая цивилизация недостойна даже называться цивилизацией. Так называемые удобства на самом деле не способствуют прогрессу цивилизации. Напротив, они препятствуют ему. (ШБ 2.2.4 комментарий)

Разве на дорогах нельзя найти изношенную одежду? Разве деревья, живущие ради других, перестали подавать милостыню? Разве реки пересохли и больше не дают воды жаждущим? Разве входы в горные пещеры завалены, а Всемогущий Господь перестал заботиться о предавшихся Ему душах? Зачем же тогда ученые и мудрецы льстят тем, кто опьянен богатством, заработанным тяжелым трудом? (ШБ 2.2.5)

В соответствии с принципами санатана-дхармы, человек с ранних лет должен учиться всегда и во всем уповать на Господа и верить в Его защиту. На путь отречения могут встать те, кто уже завершил мирские дела и очистил свою жизнь…

Тот, кто отрекается от мира, должен очиститься, следуя предписаниям шастр; благодаря этому он будет всегда ощущать присутствие Господа и избавится от всех страхов (в частности, от страха одиночества). (ШБ 2.2.5 комментарий)

Считаете эти утверждения чересчур категоричными? Нужно понять, что они предназначены прежде всего, для тех, кто в силу своей природы и выполняя указания духовного учителя встал на путь отречения. Для обычных людей эти слова служат, скорее, напоминанием о том, как непросто вырваться из цепких когтей иллюзии.

Добавить комментарий

Защита от спама - подумайте и введите результат * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.