Страх смерти

Разумный человек, пока у него еще есть умственные и физические силы, должен стараться избежать смерти. Это обязанность каждого, кто получил материальное тело. (ШБ 10.1.48)

Как только человек родился, он начал умирать — такова суровая реальность. По сути, вся наша жизнь — подготовка к смерти. Смерть — такая же неотъемлимая часть нашей жизни, как и рождение. Однако о естесственной смерти, в отличие от неестественной,  предпочитают не упоминать и лишний раз не показывать по телевизору. Зачем? Ведь это подтолкнет людей задумываться над чем-то более глубоким, чем сравнение потребительских свойств различных коммуникаторов.

Вспоминая о смерти, люди, зачастую, обреченно вздыхают, растерянно смотрят по сторонам и переводят разговор на другие, более приятные для слуха, темы. Однако, не все. Послушайте, например, выступление Генерального директора компании «Apple» Стива Джобса — надо отдать ему должное, он задумывается над этим важным аспектом жизни.

Каждый боится смерти. Даже насекомые будут стараться спастись, если почувствуют угрозу своей жизни. Однако только в человеческой форме жизни у души есть шанс осознать, что смерть — это неестественное состояние души.

Разумный человек, пока у него еще есть умственные и физические силы, должен стараться избежать смерти. Это обязанность каждого, кто получил материальное тело. Однако, если, несмотря на все усилия, человек, которому грозит смерть, не может избежать ее, в этом нет его вины. (ШБ 10.1.48)

Для человека, которому грозит преждевременная гибель, естественно изо всех сил стараться спастись. Это его долг. Хотя смерть неотвратима, каждый должен стараться избежать ее и не сдаваться ей без сопротивления, потому что все живые существа по своей природе вечны. Поскольку смерть — это наказание, которому подвергаются те, кто осужден влачить материальное существование, вся ведическая культура нацелена на то, чтобы помочь человеку избежать смерти (тйактва дехам пунар джанма наити).

Каждый должен стараться избежать смерти и новых рождений, совершенствуясь в духовной жизни, а не сдаваться смерти без борьбы. Тот, кто не пытается противодействовать смерти, не является разумным человеком. Поскольку над Деваки нависла смертельная угроза, Васудева обязан был спасти ее и он всеми силами пытался сделать это. Поэтому он стал думать, как обратиться к Камсе по-другому, чтобы спасти Деваки. (ШБ 10.1.48 комм.)

Страх смерти возникает из-за отсутствия сознания Кришны, а иначе здесь нечего бояться. Для того, кто укрылся под сенью лотосных стоп Кришны, страшный материальный мир перестает быть опасным местом. (ШБ 10.13.13 комм.)

По сути никто и никогда не умирает, также, впрочем, как и не рождается. Обусловленным душам весь этот спектакль, искусно развернутый перед ними внешней энергией Бога, кажется таким важным и значительным, что у них о своей вечной природе даже вопросов не возникает. Гораздо проще отождествиться с чем-то внешним и положить все свои силы на доказывание превосходства одной нации над другой.

Пока душа находится в плену такого сознания — она просто спит. Ей снится, что она такая, эдакая или разэдакая, умная или глупая, больная или здоровая, богатая или бедная. Поэтому Господь Гауранга, обращаясь к душам этого мира, взывает: «Джив джаго, джив джаго! — Проснитесь спящие души! Долго вы спали в объятиях ведьмы Майи!»

1 комментарий
  1. О Видура, в поисках причины своего появления на свет Брахма достиг того предела, за которым обрывалась его жизнь. Этот предел определяет колесо вечности в руках Вишну, порождающее в умах живых существ страх, одним из проявлений которого является страх смерти. (ШБ 3.8.20)

    Вначале Брахма создал такие формы невежества, как самообман, страх смерти, гнев, вызванный крушением надежд, ложное чувство собственности, а также иллюзорную телесную концепцию жизни, или забвение своей истинной сущности. (ШБ 3.12.2)

    Прежде чем сотворить живые существа во всем многообразии их видов и форм, Брахма создал условия, в которых живым существам предстояло жить в материальном мире. Пока живое существо помнит о своей истинной природе, оно не сможет жить в условиях материального мира. Tаким образом, основой существования в материальном мире является забвение собственной сущности. А забвение своей сущности влечет за собой страх смерти, хотя на самом деле чистая душа не рождается и не умирает. (ШБ 3.12.2 комментарий)

    Для введенной в заблуждение обусловленной души, вошедшей в соприкосновение с материальной природой, власть Верховной Личности Бога проявляется в форме времени, которое вселяет в обусловленную душу, находящуюся под влиянием ложного эго, страх смерти. (ШБ 3.26.16)

    Причиной свойственного живому существу страха смерти является ложное эго, которое заставляет его отождествлять себя с материальным телом. Все в этом мире боятся смерти. На самом деле духовная душа бессмертна, но, когда живое существо начинает отождествлять себя с телом, в него вселяется страх смерти…

    Страх смерти порожден калой, фактором времени, олицетворяющим власть Верховной Личности Бога. Иначе говоря, время играет роль разрушительной силы. Все, что появляется на свет, время обрекает на гибель и тление. Являясь представителем Господа, время напоминает нам о необходимости предаться Ему. (ШБ 3.26.16 комментарий)

Добавить комментарий

Защита от спама - подумайте и введите результат * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.