Религии, они как семьи

Религии — они как семьи, в которые их основатели (Будда, Моисей, Иисус, Магомед, Прабхупада) привносят (устанавливают) помимо правил и предписаний, определенные настроения служения Богу. В этих семьях существует множество разного рода ньюансов, непонятных непосвященным.


  • Все религии несут в себе семя чистого (бескорыстного) любовного служения Богу, а оболочки (ритуалы) могут отличаться, в зависимости от разного рода факторов (психологии этноса, его культуры и проч.)
  • Нет никакой необходимости пытаться их (религии) объединять или смешивать. Они несовместимы, как религии, несмотря на общность цели. Это все равно, что смешивать разные семьи. Зачем?
  • Даже освобожденные души, находясь за пределами правил и предписаний какой бы то ни было религиозной системы, подают нам пример, следуя им (правилам и предписаниям).
  • Как правило, религии существуют какое-то время, а затем исчезают, повинуясь законам вечного времени. Когда такое случается с санатана дхармой — вечной религией души — Кришна сам  приходит и восстанавливает ее.

В этой связи уместно привести слова Бхактивинода Тхакура о своем вИдении поклонении Богу представителем другой религиозной группы:

В зависимости от языка люди по-разному называют Бога и свою религию и читают разные молитвы. Из-за упомянутых (культурных и других) различий религии мира, естественно, отличаются одна от другой, но эти различия ни в коем случае не должны становиться предметом спора.

Если нам доведется наблюдать, как Богу поклоняются приверженцы другого вероисповедания, нам следует думать: Здесь проводят богослужение моему Господу, но не так, как это делаю я, а иначе. Поскольку я воспитан в другой среде, мне не до конца ясен такой метод поклонения. Тем не менее, с его помощью я могу лучше понять и по достоинству оценить свою религиозную традицию. Бог един для всех.

Я почтительно склоняюсь перед представленным здесь символическим изображением Господа. Да усилит Он мою любовь к тому Его образу, который мне ближе и привычнее.

Если быть точным, то латинское слово religio — благочестие, набожность, святыня — не передает полный смысл духовной науки. Это мирское понимание религии. Санскритское «санатана дхарма» — то, что вечно свойственно душе, то, что является ее вечным, неотъемлемым качеством — гораздо ближе к Истине.

Вот что Шрила Прабхупада говорит о санатана-дхарме в Введении к Бхагавад Гите:

Следовательно, понятие санатана-дхармы не относится к какой-то религиозной секте. Этим словом называют вечную деятельность вечных живых существ во взаимоотношениях с вечным Верховным Господом. Санатана-дхармой, как уже говорилось, называют вечные обязанности живого существа. Объясняя значение слова санатана, Шрипада Рамануджачарья говорил, что санатана — это «то, что не имеет ни начала, ни конца». Поэтому когда мы говорим о санатана-дхарме, то, опираясь на авторитет Шрипады Рамануджачарьи, должны исходить из того, что у нее нет ни начала, ни конца.

Значение слова «религия» несколько отличается от понятия санатана-дхармы. Слово «религия» несет в себе идею веры, а веру, как известно, можно сменить. Кто-то из нас сегодня может верить в один путь, а завтра перестать верить в него и начать верить во что-то другое. Между тем санатана-дхармой называют деятельность, которую невозможно поменять. К примеру, у воды нельзя отнять то, что она жидкая, так же как тепло нельзя отделить от огня. Aналогичным образом, у вечного живого существа нельзя отнять его вечную деятельность. Поэтому, говоря о санатана-дхарме, мы должны, опираясь на авторитет Шрипады Рамануджачарьи, исходить из того, что у нее нет ни начала, ни конца. То, что не имеет ни начала, ни конца, не может быть чем-то сектантским, ибо его невозможно ограничить никакими рамками. Те, кто сами являются членами какой- то секты, могут по ошибке считать санатана-дхарму сектой, однако, изучив этот вопрос достаточно глубоко и рассмотрев его с позиций современной науки, мы увидим, что санатана-дхарма — это обязанность всех людей в мире, а точнее, всех живых существ во вселенной.

У любой веры, не относящейся к категории санатаны, можно обнаружить начало в анналах мировой истории, тогда как санатана-дхарма не имеет исторического начала, ибо вечно остается с живым существом. В авторитетных шастрах говорится, что живое существо никогда не рождается и не умирает. Живое существо вечно и неразрушимо, оно продолжает существовать и после гибели бренного материального тела. Объясняя понятие санатана-дхармы, мы должны попытаться понять смысл этого слова (иногда переводимого как «религия»), исходя из значения его санскритского корня. Дхармой называют качество, вечно присущее какому-то объекту. Известно, что тепло и свет являются атрибутами огня; огонь, лишенный тепла и света, — не огонь. Подобно этому, мы должны выявить существенное качество живого существа, неотделимое от него. Это качество должно быть вечно присуще живому существу. Оно-то и составляет его вечную религию.

(Шрила Прабхупада — Бхагавад Гита, Введение).

Добавить комментарий

Защита от спама - подумайте и введите результат * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.