Право на восстание

В современной мировой системе координат право на восстание юридически закреплено в разного рода законах и пактах.

  • Декларация независимости США 1776 год: «Когда длинный ряд злоупотреблений и насилий […] обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности».
  • Великая французская Декларации прав и свобод человека и гражданина (в редакции 1793 года): «Когда правительство нарушает права народа, восстание для народа и для каждой его части есть его священнейшее право и неотложнейшая обязанность».
  • Конституция ФРГ (Статья 20): «Всякому, кто попытается устранить этот строй, все немцы имеют право оказывать сопротивление, если не могут быть использованы иные средства».
  • Всеобщая декларация прав человека (Преамбула): «Необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения».

В своей беседе с профессором Котовским (Москва, 1971 год) Шрила Прабхупада дает духовный рецепт мира.

Профессор Котовский: В какой-то мере вы подчиняетесь.

Шрила Прабхупада: Да, в полной мере.

Профессор Котовский: Мы, например, должны подчиняться обществу. Всему народу.

Шрила Прабхупада: Да, всему народу, или государству, или царю, или правительству, или еще чему-нибудь. Это неизбежно.

Профессор Котовский: Единственная сложность в том, что мы не можем подчиняться правительству или царю частично. Между подчинением царю, то есть какому-то человеку, и подчинением обществу принципиальная разница.

Шрила Прабхупада: Нет, это только перемена цвета. Но принцип подчинения остается неизменным. Подчиняетесь ли вы монархии, демократии, аристократии или диктатуре — вы должны подчиняться; это факт. Нельзя жить, никому не подчиняясь. Это невозможно. Поэтому мы учим людей подчиняться Всевышнему, который нас всячески защищает, как говорит об этом Сам Кришна («сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа»). Никто не может утверждать: Я никому не подчиняюсь. Ни один человек. Разница только в том, кому он подчиняется. Высший объект подчинения — Кришна.

Профессор Котовский: Но в то же время, как мне кажется, за подчинением должно последовать восстание. История доказывает, что человечество развивается, только восставая против подчинения правящему классу. В средние века произошла Французская Революция. Это был протест против власти. Однако сама эта революция подразумевала подчинение простолюдинам. Вы согласны?

Шрила Прабхупада: Да.

Профессор Котовский: Значит, таких мер недостаточно, чтобы когда-нибудь положить этому конец. Подчинение должно сопровождаться восстанием против одних людей и подчинением другим.

Шрила Прабхупада: Но всякому подчинению будет положен конец, когда вы подчинитесь Кришне. Это конечная точка — больше не нужно будет никому подчиняться. Все другие виды подчинения вы должны менять с помощью революций. Но, когда вы приходите к Кришне, этого достаточно. Вы получите удовлетворение. Я приведу вам один пример: ребенок плачет, и люди по очереди берут его на руки. Но он никак не унимается. Однако как только младенец попадает на руки к своей матери.

Профессор Котовский: Он перестает плакать.

Шрила Прабхупада: Да, наступает полное удовлетворение. Таким образом, это подчинение, эти перемены власти будут продолжаться в различных видах, но суть всех этих форм подчинения — подчинение майе. Поэтому в Бхагавад-гите говорится, что подчиняться кому бы то ни было помимо Кришны — это майя. Чему бы или кому бы вы ни подчинялись сейчас, в конце концов вы должны подчиниться Кришне; тогда вы станете счастливы. Подчинение неизбежно, но подчинение Кришне трансцендентно и приносит человеку полное удовлетворение.

1 комментарий
  1. — А что должны делать кшатрии у вас? Они учувствуют в политике?

    — Шрила Прабхупада: Да.

    — С кем они сражаются?

    — Шрила Прабхупада: С кем они собираются сражаться? Нет, некоторые из наших членов, они баллотируются на выборы в правительство. И мы надеемся, что когда-нибудь придёт день и кто-то из наших людей будет президентом. Это обязанность кшатриев, принимать участие в управлении.

    — Что, они не будут сражаться? Они не будут сражаться? Они не собираются стать воинами? Не настоящие кшатрии?

    — Шрила Прабхупада: Если вы участвуете в политике, вы должны сражаться. Да.

    — Нет, я не это имею ввиду, я имею настоящее, мушти. Сражение.

    — Шрила Прабхупада: Ну если необходимо, будет и мушти. Сражение, настоящее сражение. Арджуна сражался, он был в сознании Кришны.

    — Да, но я в основном спрашиваю о том, что эти кшатрии, с кем они собираются сражаться?

    — Шрила Прабхупада: Кшатрий? Почему вам не рассмотреть к примеру случай Арджуны, он был кшатрием, он сражался ради Кришны.

    — Да, но в те дни.

    — Шрила Прабхупада: Понимаете, в те дни или в эти дни, принципы одни и те же. Кшатрии должны сражаться ради Кришны. В этом его совершенство жизни.

    — Хорошо, но вопрос в том, с кем они будут сейчас сражаться?

    — С теми, кто не сознаёт Кришну. Что, саблями, настоящими саблями?

    — Шрила Прабхупада: Демоны, например, как господь Рамачандра сражался с демонами. Подобным образом человек в сознании Кришны будет сражаться с демонами. Демоны и полубоги, они всегда сражаются. Девасура юдха. Вы знаете об этом. Это история.

    Мы не говорим, что нужно прекратить сражение. Мы не говорим так. Мы не говорим, что если вы становитесь сознающим Кришну, это означает ненасилие. Это неправильное, это ложное.

    В Дели, когда была объявлена война, между Пакистаном и Индией, представитель прессы подошёл ко мне и сказал, Свамиджи, а каково ваше мнение по поводу войны? Я сказал: Вы должны сражаться. И это напечатали газете. Люди были довольны опубликованным. Я сказал, вы должны сражаться. И это напечатали большими буквами в газете.

    Мы не такие садху и вайшнавы. Что мы не заботимся о практических вещах. Если есть необходимость в войне, мы будем сражаться.

    — Да, но если например, мусульманский мулла скажет, что сражайтесь со всеми не мусульманами?

    — Шрила Прабхупада: Это не вопрос мусульман или инду. Когда есть необходимость в войне.

    — Я говорю, что если например, мулла скажет, что всех не мусульман.

    — Шрила Прабхупада: Мы говорим о философии. Почему вы говорите об этом это относится к мусульманам, к инду к каждому. Если необходимость в войне, вы должны сражаться. Это философия.

    — Да, но на какой основе они будут сражаться? Должна быть какая-то основа.

    — Шрила Прабхупада: Как например, агрессор, агрессор. Например, вы живёте в своей комнате. Если какой то человек входит вашу комнату и нападает на вашу жену, вы должны сражаться. Вы должны драться. Вы немедленно убиваете его. Таков закон. Вы не можете смотреть, как вашу жену оскорбляют перед вами, вы должны драться. Вы должны убить его. Таков закон. Он агрессор.

    (Беседа 29.06.72 Сан-Диего)

Добавить комментарий

Защита от спама - подумайте и введите результат * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.