Лекция — Бхагавад Гита 1.26-27

Стоя между двумя армиями, Aрджуна увидел в их рядах своих отцов, дедов, учителей, дядьев по матери, братьев, сыновей, внуков, друзей, а также тестей и доброжелателей. Когда сын Кунти, Aрджуна, увидел на поле битвы всех своих друзей и родственников, сердце его преисполнилось состраданием. Подавленный, он произнес такие слова. (БГ 1.26-27)

Лекция Шрилы Прабхупады по Бхагавад Гите 1.26-27, прочитанная им 21 июля 1973 года в Лондоне.

Некоторые тезисы лекции.

Шрила Прабхупада

Арджуна столкнулся с трудной ситуацией. Проблема заключалась в том, что Арджуне предстояло убить многих своих друзей, родственников, учителей. Сложилась ситуация, когда родственники и друзья разошлись по разные стороны.

Даже во время битвы Арджуна прежде чем выстрелить в своего учителя Дроначарью послал первую стрелу, которая воткнулась перед его стопами, тем самым предлагая ему поклоны. В ответ Дроначарья выпустил стрелу, которая коснулась головы Арджуны, тем самым благословляя его. Благославляя на что? Дроначарья благословил Арджунун на то, чтобы Арджуна убил его. Таковы были взаимоотношения между этими воинами.

Материальный мир запутывает душу в разного рода отношениях и обязательствах. Прежде всего мы привязаны к своему телу, к жене, детям, родственникам. Женщину называют «стри» так как она расширяет сферу наслаждения мужчины.

Душа не имеет к телу никакого отношения. «Ахам брахмасми» — Я душа, но пожелав наслаждаться независимо от Кришны, душа получает материальное тело для выполнения этих желаний. Если вы хотите тело свиньи, осла, тигра, американца, англичанина, индийца или любое другое, то Кришна даст вам его.

Кришна очень добр. Если сын ослушался отца и покинул его, то отец все равно помнит о нем, поддерживает и заботится о нем. Материальный мир — это уступка для «блудных сыновей», данная нам Богом. Но Кришна не хочет, чтобы вы запутались в этом мире и для этого он приходит и дает нам Бхагавад Гиту.

Откуда берется эта идея, что общество, семья, друзья сделают вас счастливыми? Это происходит потому, что это существует в Кришне, которому изначально присущи все эти взаимоотношения. Именно поэтому эти идеи притягательны в материальном мире. Все что мы видим в этом мире исходит из Кришны, но попав в материальный мир все эти взаимоотношения искажаются. Материальный мир является искаженным отражением мира духовного, подобно тому, как отражения дерева в водоеме выглядит перевернутым корнями вверх.

Когда Арджуна столкнулся с этими противоречиями на на поле битвы Курукшетра, он подумал: Как это возможно, чтобы я убивал своих дедов, сыновей, внуков, братьев, друзей? Он преисполнился жалости и опустил голову.

Почему Дурьодхана не вел себя подобно Арджуне? Разница в том, что Арджуна — преданный, который не хочет убивать никого, даже муравья. Такова природа преданного, таков результат преданности Кришне. У Арджуны отняли царство, его изнали на 13 лет, оскорбили его жену, чуть не спалили заживо, ему причинили столько зла и тем не менее, когда встал вопрос о том, чтобы убивать, он сказал: «Нет, я не хочу убивать». Таков вайшнав — он готов простить даже своих врагов. Однако сам Кришна не прощает врагов и оскорбителей своих преданных, поэтому будьте внимательны и не оскорбляйте вайшнавов.

Арджуна и Кришна

В этом была дилема Арджуны, который не хотел убивать своих родственников, но Кришна настаивал на этом и если вы хотите удовлетворить Кришну, то вы должны быть готовы убить своих родственников.

Такова основа ведической цивилизации — быть свободным от так называемых семейных привязанностей. На этом основана духовная практика: прежде всего брахмачари, молодой человек, который живет в доме своего Гуру, получая образование и выполняя все простую работу. Он может быть сыном царя, или великого брахмана, но как только он соглашается обучаться, он должен быть готов делать все, что попросит его Гуру. Жизнь брахмачари начинается с пятилетнего возраста.

Брахмачари с самого раннего возраста учится аскетизму, терпению, смотреть на всех женщин, как на свою мать. Чанакья-пандит дал определение настоящего ученого «Матри ват парадаришу» — К каждой женщине, кроме свой жены, образованный человек должен относится, как к своей матери. Чужая собственность для образованного человека подобна мусору на улице. «Атмават сарва бхутешу» — относится ко всем живым существам, как к самому себе. Если вы на своей шкуре испытали боль, то вы не сможете причинить боль другим. Если вам отрезают голову вы чувствуете боль — как же вы можете резать глотки животным? Таково настоящее образование.

Мы должны постепенно свести к минимуму свои привязанности к этому миру. Если вы хотите вернуться домой к Богу и в то же время остаетесь привязаны к этому обществу мирской дружбы, любви, то у вас ничего не выйдет. Пока у вас остается хотя бы небольшая привязанность к этому миру у вас не будет возможности покинуть его и уйти в мир духовный.

Поэтому в результате нашего духовного образования мы должны развить в себе отрешенность и непривязанность к обществу дружбы и любви, мы должны понять иллюзорность так называемого общества дружбы и любви.

Бхактивинода Тхакур говорит: «Волны майи несут нас». Иногда в сезон дождей мы видим множество водорослей, овощей и разных предметов плывущих по реке. Мы подобны этим предметам и водорослям, которых закружил водоворот материального существования. Иногда мы погружаемся под воду, иногда всплываем на поверхность, иногда нас прибивает к этому берегу, а иногда к противоположному. Мы собрались здесь подобно этим водорослям, которых стремительный поток сбил вместе, но никто не является вашей матерью, вашим братом или вашей сестрой. Все это иллюзорные и временные проявления майи, но мы настолько привязаны к этим проявлениям, что отказываемся вернуться домой к Богу — таково наше положение.

Поэтому мы должны встретится с ними в бою на поле битвы Курукшетра и убить их, если такова будет воля Кришны. Таково наше положение. Если мы думаем, что в материальном мире, в обществе друзей или семьи я буду в безопасности и мое общество, страна, политика, социология помогут мне, то это невозможно. Вам придеться самому позаботится о себе, ваше общество, ваша дружба, любовь, страна, нация не смогут вам помочь, потому что вы находитесь во власти майи. Вы оказались в цепких когтях майи, у вас нет независимости и никто не способен спасти вас.

Подобно тому, как управляя в воздухе самолетом, вы можете рассчитывать только на свое умение и навыки, так и в материальном мире каждый должен заботиться о себе сам. Как спастись, как вырваться из когтей майи? В этом смысл движения Сознания Кришны. Гуру и вайшнавы могут подсказать вам, как спастись, но исполнять обязанности должны вы. Если вы добросовестно исполняете свои обязанности, то вы спасетесь, в противном случае, даже если ачарья дал вам хороший совет, но вы не следуете ему, то как вы спасетесь?

Проблема Арджуны — общая для всех. Все так думают. Мы считаем, что мои сыновья, внуки, деды и другие родственники, моя нация, моя община, моя дружба, моя любовь, моя философия, моя политика защитят нас. Нет. Ничто вас не спасет. Все это временно, все это приходит и уходит. Тот, кто чрезмерно привязан к обществу, именуется «праматта» — безумец. Он сумасшедший. Хотя он видит, что умер его отец, его мать, его родственники, он остается слепым. На самом деле Кришна всегда нас защищает, а не ваше общество, дружба и любовь. Поэтому предайтесь Кришне и Кришна выполнит свое обещание: «Мой преданный никогда не погибнет».

Читайте онлайн книги Шрилы Прабхупады в разделе Книги Шрилы Прабхупады. С каталогом доступных для скачивания книг (в формате pdf) вы можете ознакомиться на странице Скачать книги Шрилы Прабхупады этого сайта или в нашей группе OMTATSAT.RU Вконтакте.

Добавить комментарий

Защита от спама - подумайте и введите результат * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.