Лекция — Бхагавад Гита 1.28-29

Aрджуна сказал: О Кришна, видя перед собой друзей и родственников, горящих желанием сражаться, я чувствую, как у меня подкашиваются ноги, а во рту пересыхает. Тело мое охватила дрожь, волосы встали дыбом, лук Гандива выпадает из моих рук, а кожа пылает, как в огне. (БГ 1.28-29)

Лекция Шрилы Прабхупады по Бхагавад Гите 1.28-29, прочитанная им 22 июля 1973 года в Лондоне.

Некоторые тезисы лекции.

Шрила Прабхупада

Арджуна — велкий воин, кшатрий, которому не составляет труда убить, так как он специально обучается этому. Для кшатрия разрешена охота, подобно тому, как врачам хирургам разрешено проводить операции на трупах. Конечно, порядочный человек, в отличии от разбойников и воров, не готов воткнуть нож в тело человека.

«Кшат» значит вред, а «трайате» значит защищать. Таким обраом, кшатрий — этот тот, кто защищает подданных от вреда со стороны других. Брахмана — это тот, кто знает Брахман (Всевышнего).

Брахман, кшатрий, вайшья, шудра — эти классы человеческого общества определяются качествами людей и их деятельностью.

Арджуна был кшатрием и его учитель Дроначарья учил его убивать. Ненасилие не входило в обязанности Арджуны. Кшатриев учат, как применять силу, в противном случае они смогут править.

В былые времена в суде председательствовал царь и он быстро выносил приговор. Не было необходимости ждать решения суда 10 дет, когда все уже забыли о сути дела. Такого не было. Иногда царь собственноручно убивал своей саблей преступника. Даже в европейских странах члены монарших династий обучались этому, но сейчас обществом управляет демократическое правительство, конституция и у царя нет власти, но это не хорошо для людей.

Демократия — это фарс, по крайней мере мне это не нравится, так как собрав необходимое количество голосов раного рода негодяи попадают в правительство и в настоящий момент во всем мире нет ни одного нормального правительства.

Первая обязанность царя — занять своих подчиненных согласно их качествам и склонностям, так как иначе праздный ум безработного — это «кузница дьявола».

Арджуна признается: Мой дорогой Кришна, мне придется убивать своих людей. Но что значит своих людей? Это указывает на телесные связи. Все люди — свои люди, потому что все — сыновья Кришны. Когда человек обретает Сознание Кришны для него все люди становятся своими, когда он лишен Сознания Кришны, то для него свои — это те, с кем он связан родственными узами.

Вы можете говорить «Я за всех», но на самом деле вы питаете привязанность к своим людям. Это называется непотизмом (семейственностью). Со многими великими людьми это происходило. Наш Джавахарлал Неру посылал своих людей в качестве послов, это проблема кумовства и блата распространена повсюду.

Арджуна был «юютсу» — тем, кто обладал могучим боевым духом, тем, кто мог сражаться в одиночку со множеством воинов, но сейчас он чувствует слабость, так как на противоположной стороне против него стоят «его люди». Это понятие «свои люди» связано с телом и оно является барьером к духовному пониманию.

До тех пор, пока мы обусловлены телесной концепцией, то каждого, кто связан с нашим телом, мы считаем «своим человеком». Это воздвигает величайшее препятствие на духовном пути. Поэтому ведические принципы призваны освободить человека от телесной концепции жизни. Необходима гьяна и вайрагья — знание и отрешенность. Наши привязанности растут. Весь этот мир вертится вокруг полового желания. Это естественные кандалы природы. Когда мужчина и женщина сходятся эти кандалы усиливаются и завязывается хридая-грантхи — узел в сердце.

Арджуна был обусловлен телесным сознанием и он открыто в этом признается Кришне. Своим поведением Арджуна готовит почву для наставлений Кришны, в которых Кришна, прежде всего, проведет различие между душой и телом, без которого невозможно начало духовного пути.

Как наше нынешнее состояние, выражение лица и т. д. определяется состоянием ума, так и в момент смерти определенное состояние ума переносит нас в определенное тело. Ум — центр приложения усилий йога и мы должны тренировать его, чтобы в момент смерти помнить о Кришне. Мы должны постоянно помнить о Кришне. В этом смысл обучения.

Царь Кулашекхара в своих молитвах Кришне просил Его о немедленной смерти, так как он находится в здравом уме и помнит о Нем. В противном случае, говорит Кулашекхара, я не знаю, в каком состоянии будет мое тело и ум в старости. Кулашекхара сравнивает свой ум с лебедем, а Кришну с лотосом и молится о том, чтобы лебедь его ума запутался в стебле лотоса Кришны.

В соответствии с ведической традицией человек, демонстрирующий смирение, зажимает в зубах соломинку (трина). Именно в таком состоянии ума необходимо проповедовать о Кришне другим.

Арджуна явил нам пример понимания Бхагавад Гиты. Мы не должны уподобляться последователям логики «кукути ньяя» (лигики курицы), которым нравится только та часть курицы, которая откладывает яйца и которые отвергают ее клюв. Как без клюва не может быть яиц, так и без Кришны, Верховной Личности Бога, не может быть Бхагавад Гиты.

Если вор на улице похищает ваш бумажник, вы хотите сдать его в полицию, однако из этого же бумажника тащат деньги ваши родственники. В том и другом случае вы теряете деньги, заработанные тяжким трудом, однако во втором случае вы этому радуетесь. Это и есть иллюзия «своих людей».

Читайте онлайн книги Шрилы Прабхупады в разделе Книги Шрилы Прабхупады. С каталогом доступных для скачивания книг (в формате pdf) вы можете ознакомиться на странице Скачать книги Шрилы Прабхупады этого сайта или в нашей группе OMTATSAT.RU Вконтакте.

1 комментарий
  1. Отрывок из лекции по Шримад-Бхагаватам 1.8.50
    (12 мая 1973, Лос-Анджелес)

    наино раджнах праджа-бхартур
    дхарма-йуддхе вадхо двишам
    ити ме на ту бодхайа
    калпате шасанам вачах
    (ШБ 1.8.50)

    Прадйумна: Перевод. Для царя, охраняющего своих подданных и убивающего за правое дело, в убийстве нет греха. Но ко мне это не относится.

    Шрила Прабхупада: Объясни.

    Прадйумна: (читает пранаму Шриле Прабхураде). Первая часть этого стиха, первая половина этого стиха – наино раджнах праджа-бхартур дхарма-йуддхе вадхо двишам ити. Это утверждение или наставление шастры, гласяшее, что убийство или вадха, двишам, врагов, в дхарма-йуддхе, в религиозной войне, раджна(гйа)х праджа-бхартур, царём, который поддерживает своих граждан. Он обязан поддерживать граждан. Если возникает какая-то опасность, он должен уничтожать врагов.

    Шрила Прабхупада: Что значит религиозная война? Религиозная битва подразумевает право убивать агрессора. Если кто-то отнимает у вас собственность, если кто-то поджигает ваш дом, если кто-то похищает вашу жену или пытается убить вас – это агрессор. Агрессора следует немедленно убивать. Если кто-то стал агрессором и если я скажу: ”Сейчас я стал ваишнавом, я не должен причинять насилие. Я должен терпеть. Чайтанья Махапрабху учил нас быть терпеливым подобно дереву или траве. Поэтому я буду терпеть. Пусть он делает что хочет”. Как Ганди говорил так. Кто-то спросил его: «Если кто-нибудь придёт и попытается обесчестить вашу дочь у вас на глазах, что вы сделаете?» Он сказал: «Я не буду применять силу». Но это не соответствует шастрам. Это глупость. Агрессор заслуживает смерти немедленно. Дхарма-йуддха.

    Юдхиштхира Махараджа рассуждает: ”Хотя произошла война, эта война была между родными, моими братьями, моими племянниками, моим дедом. Они все были членами нашей семьи, а я убил их ради собственного царства”. Такими были его мысли. Он благочестивый человек. Но насилие необходимо. Мы не пропагандируем ненасилие. Например, Чаитанья Махапрабху повелел нам, – тринад апи суничена тарор апи сахишнуна. ”Необходимо быть терпеливым, снисходительным подобно дереву, подобно траве”, аманина манадена – ”нужно с уважением относиться к другим. И в таком духе следует повторять мантру Харе Кришна”. Потому что когда мы повторяем мантру Харе Кришна придут множество агрессоров. Природа очень жестока. Например, Прахлада Махараджа, пятилетний мальчик. Его единственным недостатком было то, что он повторял Харе Кришна, а его отец был агрессором и он разными способами доставлял ему множество страданий. Поэтому мы должны быть готовы. Поэтому когда возникает опасность…

    Допустим Чаитанья Махапрабху научил нас ”Терпите”. Но не подумайте, что там где необходима сила, мы должны терпеть. Нет. Например, когда Джагай и Мадхай ранили Нитьянанду Прабху, Махапрабху тот час же хотел убить их. Точно также ненасилие не означает, что когда нужно биться за правое дело мы не применяем никакой силы. Нет. Вы не должны нападать без необходимости на кого-либо. Вы не должны убивать без необходимости даже животных, даже муравья. По своей природе вы должны быть человеком ненасилия. Но когда вы сталкиваетесь с агрессией, с врагами, то шастра говорит, – Дхарма-йуддха. Это дхарма-йуддха.

Добавить комментарий

Защита от спама - подумайте и введите результат * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.