Лекция — Бхагавад Гита — Введение

Бхагавад Гиту по-другому называют «Гитопанишад». Она является квинтэссенцией ведической мудрости и одной из наиболее важных Упанишад в ведической литературе.

Лекция Шрилы Прабхупады по Бхагавад Гите — Введение, прочитанная им 19 февраля 1966 года в Нью-Йорке.

Некоторые тезисы лекции.

Шрила Прабхупада

Существует множество комментариев на Бхагавад Гиту, но практически в каждом из них комментатор излагает собственные взгляды и не передает истинного духа Бхагавад Гиты.

Бхагавад Гиту следует принимать такой, какой ее преподносит тот, кто ее рассказал, а рассказчиком Бхагавад-гиты является Господь Шри Кришна — Верховная Личность Бога.

Шри Кришна ясно говорит, что Он делает Aрджуну первым звеном в новой парампаре (цепи духовных учителей), поскольку старая парампара, идущая от Бога Солнца Вивасвана, прервалась.

Каждое из мириад живых существ всегда находится в определенных отношениях с Господом. Такое состояние живого существа называется сварупой. Занимаясь преданным служением, живое существо может восстановить свою сварупу.

Aрджуна говорит, что не только он сам, но и такие авторитеты, как Нарада, Aсита, Девала и Вьясадева, признают Кришну Верховной Личностью Бога. Все они — великие мудрецы, признанные всеми ачарьями как носители ведической мудрости.

В чем же суть Бхагавад Гиты? Ее цель — вызволить человечество из плена невежественного материального существования. Трудности испытывал не только Aрджуна, тревоги и беспокойства преследуют каждого из нас, и причиной тому — наше материальное существование. Само наше бытие протекает в атмосфере небытия.

Сама материальная природа состоит из трех гун, качеств, — гуны благости, гуны страсти и гуны невежества. Над ними властвует вечное время, и сочетание гун материальной природы под властью вечного времени дает начало различным видам деятельности, которые называют кармой.

Ишвара (Верховный Господь), джива (живое существо), пракрити (материальная природа), кала (вечное время) и карма (деятельность) — природа всего этого объясняется в «Бхагавад-гите». Из этих пяти категорий Господь, живые существа, материальная природа и время являются вечными. Проявленное состояние пракрити носит временный характер, но не является иллюзорным.

Продолжение лекции Шрилы Прабхупады по Бхагавад Гите — Введение, прочитанной им 19 февраля 1966 года в Нью-Йорке.

Некоторые тезисы лекции.

Обрести мукти (освобождение) — значит освободиться от оскверненного сознания, присущего живым существам материального мира, и утвердиться в чистом сознании. Материальное сознание состоит из двух психических компонентов: «Я — творец» и «Я — наслаждающийся».

Дерево питают, орошая корень, а тело — обеспечивая пищей желудок; если мы хотим, чтобы наше тело было здоровым, то все его органы, сотрудничая друг с другом, должны обеспечивать пищей желудок. Aналогичным образом, Верховный Господь является наслаждающимся и творцом, а мы, зависимые живые существа, должны сотрудничать друг с другом для того, чтобы удовлетворить Его. Такое сотрудничество принесет пользу прежде всего нам самим, подобно тому как пища, отправленная в желудок, приносит пользу всему организму.

Недалекие люди считают Высшую Истину безличной, тогда как в действительности Она является трансцендентной личностью, что подтверждают все ведические писания. Нитйо нитйанам четанаш четананам (Катха-упанишад, 2.2.13).

Ведическое знание не является результатом научных исследований. Исследовательская деятельность всегда несовершенна, поскольку нашими инструментами в этой деятельности служат несовершенные чувства. Чтобы обрести совершенное знание, нужно принять его, как сказано в Бхагавад Гите, по парампаре (цепи учителей и учеников). Мы должны получить знание из истинного источника, от учителя, принадлежащего к ученической преемственности, у истоков которой стоит Сам Господь.

Понятие санатана-дхармы не относится к какой-то религиозной секте. Этим словом называют вечную деятельность вечных живых существ во взаимоотношениях с вечным Верховным Господом. Санатана-дхармой, как уже говорилось, называют вечные обязанности живого существа.

Значение слова «религия» несколько отличается от понятия санатана-дхармы. Слово «религия» несет в себе идею веры, а веру, как известно, можно сменить. Кто-то из нас сегодня может верить в один путь, а завтра перестать верить в него и начать верить во что-то другое. Между тем санатана-дхармой называют деятельность, которую невозможно поменять.

У любой веры, не относящейся к категории санатаны, можно обнаружить начало в анналах мировой истории, тогда как санатана-дхарма не имеет исторического начала, ибо вечно остается с живым существом.

Продолжение лекции Шрилы Прабхупады по Бхагавад Гите — Введение, прочитанной им 19 февраля 1966 года в Нью-Йорке.

Некоторые тезисы лекции.

Aвьякта значит «непроявленный». Нашему взору доступен даже не весь материальный мир. Чувства наши столь несовершенны, что мы не способны увидеть даже все звезды материальной вселенной. В Ведах содержится много сведений о каждой из планет вселенной, и мы можем верить или не верить этому.

В ведических писаниях, прежде всего в Шримад-Бхагаватам, описаны все самые важные планеты материального мира, а также духовный мир, который простирается за пределами материального и называется авьяктой, «непроявленным». Человек должен стремиться достичь этого духовного царства, ибо тот, кто попадает туда, больше никогда не возвращается в материальный мир.

Резонно спросить, каким образом можно достичь обители Верховного Господа? Ответ на этот вопрос содержится в восьмой главе: «Тот, кто в конце жизни, покидая тело, помнит только обо Мне, сразу обретает Мою природу. В этом нет никаких сомнений». (БГ 8.5)

Как уже объяснялось, есть разные типы людей, занимающихся духовной практикой: брахма-вади, параматма-вади и преданные. Таким образом, в конце жизни трансценденталисты сосредоточивают свои мысли либо на брахмаджьоти, либо на Параматме, либо на Верховной Личности Бога, Шри Кришне. Все они достигают духовного неба, однако только преданный, лично связанный с Верховным Господом и служащий Ему, достигает планет Вайкунтхи или Голоки Вриндаваны.

Забывчивые живые существа, обусловленные души, не помнят о своих отношениях с Верховным Господом, и все их мысли поглощены материальной деятельностью. Чтобы направить энергию их мысли к духовной реальности, Кришна-двайпаяна Вьяса оставил после себя огромное число ведических произведений. Сначала Он разделил Веду на четыре Веды, затем объяснил их в Пуранах, а для менее разумных людей записал Махабхарату.

Махабхарата содержит в себе Бхагавад Гиту. Затем Он обобщил всю философию Вед в Веданта-сутре и, заботясь о будущих поколениях, составил собственный комментарий к Веданта- сутре, назвав его Шримад-Бхагаватам. Мы должны постоянно занимать свой ум чтением этих ведических произведений.

Кришна никогда не советовал Aрджуне просто медитировать на Него и отказаться от исполнения своего долга. Нет. Господь никогда не станет предлагать нам чего- то невыполнимого. Человек, живущий в материальном мире, должен работать, чтобы поддерживать душу в теле.

Человеческое общество делится на четыре сословия (брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр) в зависимости от рода деятельности. Деятельность брахманов, или интеллектуалов, отличается от деятельности кшатриев (правителей), строго определенные обязанности есть также у класса торговцев и предпринимателей и у класса рабочих. Но каждый — будь то рабочий, торговец, правитель, крестьянин или даже представитель высшего сословия (писатель, ученый или теолог) — должен трудиться, чтобы жить.

Господь говорит Aрджуне, что, будучи кшатрием, он не может отказаться от сражения. Но если, сражаясь, он будет помнить о Кришне, то сможет вспомнить о Нем и в момент смерти. Однако для этого необходимо безраздельно предаться Кришне и посвятить себя трансцендентному любовному служению Ему.

В заключение необходимо отметить, что Бхагавад Гита — это духовное произведение, читать которое нужно очень внимательно. Гита-шастрам идам пунйам йах патхет прайатах пуман — тот, кто должным образом следует наставлениям Бхагавад Гиты, сможет избавиться от всех страданий и тревог жизни. Бхайа-шокади-варджитах — он избавится от всех страхов, которые преследуют его в этой жизни, и вишнох падам авапноти — в следующей жизни достигнет духовного мира (Гита-махатмья, 1).

Читайте онлайн книги Шрилы Прабхупады в разделе Книги Шрилы Прабхупады. С каталогом доступных для скачивания книг (в формате pdf) вы можете ознакомиться на странице Скачать книги Шрилы Прабхупады этого сайта или в нашей группе OMTATSAT.RU Вконтакте.

Добавить комментарий

Защита от спама - подумайте и введите результат * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.