Соловки

Несколько слов и фотографий из моего непродолжительного паломничества на Соловецкие острова (Соловки) и Кузова (островная группа в Белом море, к востоку от города Кемь, западнее Соловецких островов).

Несколько слов о Соловках от нашего гида — Олега Кодолы.

Подробную историко-культурную и другую информацию об этих местах вы можете найти на многочисленных специализированных сайтах. В целом впечатления от поездки хорошие — много интересной информации, живописные места и позитивные впечатления. Немного информации, касающейся сделанных мною фотографий.

Соловецкие острова (поморск. Соловки, карел. Solokka от саамского Suollek — «острова») — самый крупный по площади архипелаг Белого моря состоит из 6 больших и более 100 малых островов.

Соловецкий монастырь расположен на перешейке между Святым озером и бухтой Благополучия на Большом Соловецком острове. Датой основания монастыря принято считать 1436 год — время появления на Соловках преподобного Зосимы.

Территория монастыря окружена массивными стенами (высота — от 8 до 11 метров, толщина — от 4 до 6 метров) с 7 воротами и 8 башнями, построенными в 1584—1594 годах под руководством архитектора Трифона. Стены сооружены из огромных камней размером до 5 метров.

Соловецкий монастырь был закрыт советской властью в 1920 году, а в его корпусах разместился Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). СЛОН был закрыт перед войной в 1939 году, а 25 октября 1990 года был официально возрождён монастырь.

Секирная гора, одна из самых высоких на Соловецких островах, находится в 11 километрах от монастыря. Ее название связано с чудом, случившимся здесь, по преданию, во времена преподобных Савватия и Германа. У подножия горы два «светлоликих ангела» высекли жену карельского рыбака, собиравшегося поселиться на острове. При этом ей было сказано, что место это предназначено для проживания иноков и что «устроится тут жилище иноческого чину и соберется множество монахов во имя Божие» (каменная плита с высеченным на ней текстом, повествующем об этом событии, находится у дороги на склоне горы).

Скит на Секирной горе основан в ХIХ веке. В 1860–1862 годах при настоятеле монастыря архимандрите Порфирии здесь возвели каменный трехъярусный одноглавый храм по проекту архангельского губернского архитектора Шахларева. Интересной особенностью этого храма является то, что на главе, венчающей храм, устроен маяк. С 15 августа по 15 ноября он аккуратно зажигался иноками скита в ночное время, указывая путь рыбакам и мореплавателям, которым маяк был виден почти за 100 верст. Маяк работает и поныне.

В период существования Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) в этом скиту (церкви) размещался шрафной изолятор с поистине ужасными условиями существования для заключенных. Отопления не было и зимой они спали, укладываясь на полу в три слоя, при этом средний слой тел, будучи защищен сверху и снизу другими телами, согревался. В течении ночи люди в слоях перемещались, чтобы дать возможность согреться другим.

Церковь находится на горе и от церкви вниз идет крутая деревянная лестница по которой скатывали бревна, с привязанными к ним заключеными. Таким образом, смерти можно было списать на производственные травмы.

Во второй половине ХIХ века острова Большой Соловецкий остров и соседний остров Большая Муксалма были соединены грандиозным валунным мостом — дамбой, по которой независимо от погоды можно было перегонять скот и перевозить все необходимое. Дамба состоит из валунов, скрепленных раствором и железными скобами. Строили ее крестьяне и добровольные помощники монахов — миряне-трудники.

Небольшой живописный Заяцкий остров, отстоящий от Большого Соловецкого на 5 км и площадью чуть больше 1 кв. км, был освоен человеком еще в глубокой древности. С тех времен — II-I тысячелетий до н. э. — здесь осталось одно из крупнейших на Севере Европы языческих «святилищ», включающее 13 лабиринтов и около 900 каменных груд и различных выкладок. На Большом Заяцком острове находится один из самых больших в мире лабиринтов. Сохранились здесь и древние памятники саамской культуры — сейды.

В 1691 году на Заяцкий была перенесена с Большого Соловецкого острова деревянная часовня, построенная стрельцами недалеко от монастыря в 1672-1676 годах, во время «Соловецкого сидения». В 1702 году во время второго посещения монастыря Петром I эта часовня была перестроена в церковь и освящена во имя апостола Андрея Первозванного.

Основные стены сооружения изначально были сделаны из вымоченной лиственницы, которая до сих пор (это видно на фото) в отличном состоянии.

Кузова — островная группа в Белом море, к востоку от города Кемь, западнее Соловецких островов. Архипелаг входит в состав Республики Карелия. Состоит из 16 небольших островов, два из которых — Русский Кузов и Немецкий Кузов — наиболее крупные. Наивысшие точки архипелага Русский Кузов — 123 м, Немецкий Кузов — 118 м.

Архипелаг уникален древними памятниками культуры саамов (лопарей). На островах обнаружены древние стоянки и культовые сооружения, лабиринты и сейды.

комментария 4
  1. Что я видел и понял в лагере (Варлам Шаламов).

    — Чрезвычайную хрупкость человеческой культуры, цивилизации.
    — Человек становился зверем через три недели — при тяжелой работе, холоде, голоде и побоях.
    — Понял, что дружба, товарищество никогда не зарождается в трудных, по-настоящему трудных — со ставкой жизни — условиях. Дружба зарождается в условиях трудных, но возможных (в больнице, а не в забое).
    — Понял разницу между тюрьмой, укрепляющей характер, и лагерем, растлевающим человеческую душу.

    — Понял, что сталинские ”победы” были одержаны потому, что он убивал невинных людей.
    — Организация, в десять раз меньшая по численности, но организация смела бы Сталина в два дня.
    — Увидел, что единственная группа людей, которая держалась хоть чуть-чуть по-человечески в голоде и надругательствах, — это «религиозники» — сектанты почти все и большая часть попов.
    — Легче всего, первыми разлагаются партийные работники, военные.
    — Увидел, каким веским аргументом для интеллигента бывает обыкновенная плюха.

    — Побои как аргумент почти неотразимы.
    — Понял, что можно жить злобой.
    — Понял, что можно жить равнодушием.
    — Понял, почему человек живет не надеждами — надежд никаких не бывает, не волей — какая там воля, а инстинктом, чувством самосохранения — тем же началом, что и дерево, камень, животное.

    — Горжусь, что решил в самом начале, еще в 1937 году, что никогда не буду бригадиром, если моя воля может привести к смерти другого человека — если моя воля должна служить начальству, угнетая других людей — таких же арестантов, как я.
    — И физические и духовные силы мои оказались крепче, чем я думал, — в этой великой пробе, и я горжусь, что никого не продал, никого не послал на смерть, на срок, ни на кого не написал доноса.

    — Горжусь, что ни одного заявления до 1955 года не писал (в 1955 г. Шаламов написал заявление на реабилитацию).
    — Видел, что женщины порядочнее, самоотверженнее мужчин — на Колыме нет случаев, чтобы муж приехал за женой. А жены приезжали, многие (Фаина Рабинович, жена Кривошея)
    — Неудержимую склонность русского человека к доносу, к жалобе.

    — Узнал, что мир надо делить не на хороших и плохих людей, а на трусов и не трусов. 95% трусов при слабой угрозе способны на всякие подлости, смертельные подлости.
    — В каждой области были свои лагеря, на каждой стройке. Миллионы, десятки миллионов заключенных.
    — Научился «планировать» жизнь на день вперед, не больше.
    — Понял, что воры — не люди.

    — Последние в рядах, которых все ненавидят — и конвоиры, и товарищи, — отстающих, больных, слабых, тех, которые не могут бежать на морозе.
    — Что перейти из состояния заключенного в состояние вольного очень трудно, почти невозможно без длительной амортизации.
    — Что писатель должен быть иностранцем — в вопросах, которые он описывает, а если он будет хорошо знать материал — он будет писать так, что его никто не поймет.

  2. ”Не ищите в деле обвинительных улик о том, восстал ли он против Советов с оружием или словом. Первым долгом вы должны его спросить, к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, какое у него образование и какова профессия. Эти вопросы должны решить судьбу обвиняемого. В этом — смысл и суть красного террора”.
    (Мартын Иванович Лацис (Судрабс), видный деятель ЧК-ОГПУ, дал это указание в еженедельнике ЧК ”Красный террор”. Расстрелян 20 марта 1938, Бутовский полигон.)

  3. ”Даже когда сотрудники органов внутренних дел применяют, прямо скажем, репрессивные меры государственные к тем, кто преступает закон, люди видят, что это делается в интересах всего общества, — это вызывает поддержку со стороны народа”.
    (Президент РФ В.Путин, 15 марта 2016 года)

  4. Курок заржавленный
    Чернеет строже.
    Патроны вставлены
    Без лишней дрожи.

    О, сколько искренних
    Отвергнут помощь,
    О, сколько выстрелов
    Проглотит полночь.

    Поутру сходятся
    Из дальних комнат,
    О Богородице
    Твердят и помнят.

    Лежит застреленный
    В цветеньи вешнем.
    В глазных расселинах
    Стоит нездешнее.

    А в далях города
    Над злым конвертом
    Рыдают молодо
    О нём бессмертном.

    (Анфилов Глеб Иосафович, осуждён Особым совещанием на 5 лет и отправлен по этапу в Забайкалье, на станцию Ксеньевская Бамлага. Умер при невыясненных обстоятельствах.)

Добавить комментарий

Защита от спама - подумайте и введите результат * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.