Упанайанам-самскара

Упанайанам — это ведическая «самскара», во время проведения которой дается ведическая «мантра», известная как Брахма-гайатри. Слово «упа» означает «близко», а «найанам» — «подводящее близко к учителю. Следовательно, упанайанам — это процесс, приближающий ученика к учителю, который в свою очередь приводит его ближе к Богу, давая ему трансцендентное знание. Первое рождение — это рождение от семени. Упанайанам и Брахма-гайатри — это второе рождение (двиджа).

Почему упанайанам называется вторым рождением? Первое рождение ребенок принимает из «вирйи» (семени или жизненной энергии) отца, которое опускается ниже пупка и входит в чрево матери. Во время второго рождения, однако, духовное потомство (гйана путра) появляется благодаря духовному отцу (вайшнава «ачарйе»), который сохраняет свою «вирйу» и поднимает ее вверх (вместо того, чтобы опускать ее вниз) из области пупка. «Вирйа», сохраненная благодаря целибату, поднимается вверх, питает мозг, дает духовную чистоту и просветление.

Тогда «ачарйа» передает эту духовную силу чистоты ученику, возвышая его на брахманический уровень, давая ему второе рождение. Упанайанам называется вторым рождением, поскольку благодаря этой «самскаре» достигается духовное возрождение, в котором «гуру» или «ачарйа» действует как отец и Савитр или как Гайатри Деви, мать.

Упавита (брахманский шнур) дается мужчине после того как он получит ведическую Гайатри мантру. Это означает, что он принял гуру и способен изучать Веды. Это символ чистоты. Он напоминает садхаке о его обязанности медитировать, чтобы поддерживать эту чистоту.

Инициация

Упавиту можно помыть во время принятия омовения. Во время бритья или принятия масляного массажа, он может быть обернут вокруг груди. Однако, упавиту никогда нельзя снимать за исключением, если она заменяется на новую. Если человек решил испражняться, упавита должна быть обернута два с половиной раза вокруг правого уха. Почему брахманский шнур остается чистым, если оборачивается вокруг правого уха (как это делается во время эвакуации)? В момент брахманической инициации семь священных рек (Ганга, Йамуна, Годавари, Сарасвати, Нармада, Синдху и Кавери) входят в правое ухо и навсегда остаются в ушном отверстии. Соприкасаясь с правым ухом, шнур остается чистым даже если тело становится нечистым при акте эвакуации.

Почему шнур называтся также брахма сутра? Священный шнур, состоящий из трех нитей (сутр) связанных вместе, символизирует комбинацию трех существ — чит, индивидуальная душа; ачит, материальное тело; ишвара, Верховный Господь, как Сверхдуша и вечный свидетель. Три нити также символизируют использование трех функций — думать, говорить и действовать только ради духовной цели. Главный узел известен как брахмагрантхи, узел Брахмы. Этот узел защищает тело от болезней и плохих вибраций.

Гаудия вайшнавы принимают пять таинств (панча-самскары) очищения. Проходя эти панча-самскары, верующий начинает совершать бхаджана-крию, личное поклонение Богу и постепенно достигает чистой любви к Кришне. У этих пяти таинств есть и внутренний и внешний аспекты. Тапа, пундра, нама, мантра и йага — из этих пяти обрядов состоят панча-самскары. Они являются основой глубокой преданности Господу Хари.

1. Тапа — использование сандаловой пасты для написания святых имен на теле: Джайа Гаура-Нитай, Харе Кришна, Шри Радхе и т.д. Тапа означает также внутреннее очищение сердца через покаяние и развитие подлинного отречения от материальной жизни.

2. Урдхва-пундра — украшение тела тилаком, указывающим на то, что он является храмом, где совершается служение Господу. Тилака символизирует отпечаток стопы Кришны. Видя этот символ, преданный думает: «У меня на лбу отпечаток стопы Кришны. Он мой вечный Господин, а Его вечный слуга. Повсюду, во все времена, при всех обстоятельствах я связан с Кришной вечными отношениями». В более широком смысле урдхва-пундра означает все вещи, имеющие отношение к тождеству человека как вечного слуги Кришны, такие как кантхималы, дхоти, сари и джапа мала. Урдхва-пундра означает также освещение тела, ума и души и привязанность к Верховному Господу.

3. Нама — получение от наставника (через чувство слуха) имени Хари (Харе Кришна маха-мантра) и духовного имени, указывающего на то, что личность является слугой Кришны (например, Радха-чарана даса). Приняв прибежище святого имени и ощутив нектар, содержащийся в нем, ученик осознает свое духовное тождество и вовлекается в преданное служение.

4. Мантра — получение от духовного учителя восемнадцатислоговой Гопала-мантры. Давая мантру, учитель помогает ученику без особых затруднений испытать нектар святого имени. Мантра также помогает ученику ощутить особый аромат или вкус в святом имени Кришны.

5. Йага — использование данных гуру мантр при поклонении Шри Мурти или Шалаграму. Такая пуджа очищает и защищает преданного от опасности падения в майю. Йага, пятая и последняя самскара, — это процедура поклонения Господу с использованием всех умственных и физических способностей: зрение, прикосновение, обоняние, касание, размышление, рассуждение и действие. В личности, лишенной йаги, нет жизни, и она вынуждена пожинать результаты своей кармы.

«Не приняв систему панча-самскары, обусловленная душа не может развить глубокой преданности Господу Кришне. Поэтому панча-самскара крайне необходима». («Панча самскара» Шрилы Бхактивиноды Тхакура)

Упанайанам имеет чисто ведическое предназначение — облегчить изучение Вед и выполнение ведических ритуалов. Самскара упанайанам, однако, не играет решающей роли в Гаудия сампрадайе. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура давал Брахма-гайатри наряду с панчаратрика мантрами в соответствии с философией панчаратрики, в которой инициированный вайшнав рассматривается даже как более квалифицированный, чем брахман. Следуя своему гуру-махарадже, наш духовный учитель, Шрила Прабхупада, также объединил ведическую инициацию (Брахма гайатри) и инициацию панчаратрики. В ИСККОН «дикша» означает получение упанайанам (Брахма-гайтри) и одновременно шесть других мантр: Гуру-мантра, Гуру-гайатри, Гаура-мантра, Гопала-мантра и Кама-гайатри.

Дикша — это процесс духовного посвящения, с помощью которого гуру передает ученику трансцендентальное знание. Дикша освобождает от предыдущих плохих склонностей и связей. Личность начинает новую жизнь, пробудившись в духовном сознании. Давая дикшу, Шри Гуру милостиво ослабляет зависимость от майи, насыщает сердце ученика трансцендентальной энергией и пробуждает в нем осознание его вечных взаимоотношений со Шри Хари.

«Санскритское слово «дикша» состоит из двух слогов: «ди», который происходит от корня «дан», означающего «давать духовное знание» (дивйа-гйана) и «кша» — от корня «кшайа», означающего «разрушать греховную деятельность». Дикша — это процесс, благодаря которому обусловленная душа обретает трансцендентальную мудрость и освобождается от грехов». (Вишну-йамала)

«Дикша — это религиозная процедура, дарующая дивйа-гйану или трансцендентальное знание и полностью разрушающая «папу» (грех), «папа-биджу» (семя греха) и «авидйю» (невежество). (Хари бхакти виласа)

Дивйа-гйана — это трансцендентальное знание, содержащееся в мантре, которая проявляет форму и тождество Верховного Господа (бхагават-сварупа), а также дает знание об определенных отношениях садхаки с Господом (самбандха-гйана)». (Бхакти-сандарбха, 283)

Давая Гопала-мантру (Кришна-мантру), духовный учитель рассеивает неприязнь дживы по отношению к Господу и направляет ее внимание на служение Ему. Он дает ученику трансцендентальное знание о Верховном Господе, живом существе и иллюзорной энергии. Благодаря этому знанию все грехи и невежество ученика полностью уничтожаются. Процедура дикши длится не один день, скорее она начинается со дня инициации.

(ЕС Маханидхи Свами «Гайатри Махима Мадхури»)

Добавить комментарий

Защита от спама - подумайте и введите результат * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.